|
|
|
Глава 3. Политическая борьба и поиски модели развития 1921—1929 гг.
§ 14—15. Духовная и повседневная жизнь в послереволюционные годы (продолжение)Власть и религии «угнетенных народов»В отношении других религиозных конфессий политика государства в первое десятилетие советской власти была более терпимой и избегала, за определенными исключениями, открытого противостояния. Ислам и буддизм рассматривались как религии угнетенных народов, и новая власть считала правомерным рассчитывать на симпатии этих народов и на их поддержку. Целенаправленного уничтожения неправославного духовенства в эти годы не проводилось. Все существовавшие до революции ограничения в отношении лиц иудейского исповедания исчезли. Это позволило части еврейского населения, стремившейся получить образование и работу, переехать в центральную часть страны, в крупные города. Появлялись новые институты, обеспечивавшие церковное управление. Так, в 1922 г. было образовано Центральное духовное управление буддистов с резиденцией в дацане недалеко от Улан-Удэ. Идея о том, что советская власть не противоречит исламу, активно поддерживалась известными татарскими революционерами и мыслителями М. Вахитовым и М. Султан-Галиевым. Для пропаганды социалистических идей широко использовались выдержки из Корана, ссылки на укорененные в сознании мусульман идеи справедливости, помощи бедным. В рамках реализации данного курса в национальной политике руководство большевиков поддержало идею создания национальных автономий мусульман (Татарско-Башкирской и Горской республик). Это укрепляло авторитет новой власти среди населения Поволжья и Кавказа и подрывало националистические настроения в среде национальной интеллигенции. Однако усиление антирелигиозной пропаганды к концу 20-х гг. сказалось и на положении ислама, который стал рассматриваться государством как серьезное препятствие на пути социалистического строительства. Стали вводиться жесткие ограничения, аналогичные мерам в отношении православия. К началу 30-х гг. различия в отношении власти к бывшей государственной религии и религиям «угнетенных народов» фактически сошли на нет. Просвещение, образование и идеологияПриоритетным направлением образовательной политики после революции стала борьба за всеобщую грамотность. При Народном комиссариате просвещения в 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Все граждане в возрасте от 8 до 50 лет были обязаны учиться грамоте, но чрезвычайные меры касались в первую очередь взрослого крестьянского населения. Выпуск массовыми тиражами политической литературы дополнялся средствами наглядной агитации. В борьбу с неграмотностью были вовлечены миллионы людей, и она дала заметные результаты. К концу 20-х гг. около половины населения СССР в возрасте старше 9 лет умело читать и писать, хотя сохранялся большой разрыв между городом и селом, а женщины по-прежнему отставали по уровню грамотности от мужчин.
Разработанные в 1918 г. «Основные принципы Единой трудовой школы» предусматривали создание 9-летней трудовой школы двух ступеней, обязательной для детей 8—17 лет. Тем самым был ликвидирован существовавший до революции разнобой в организации среднего образования. Однако для осуществления подобных планов первоначально не имелось материальной базы. К всеобщему обязательному начальному образованию в сельской местности и семилетнему в городах страна перешла только в 1930 г. Большое значение придавалось внешкольной воспитательной работе. В 1922 г. возникла пионерская организация (первые отряды пионеров появились при фабриках и заводах в 1919 г.). Пионерское движение быстро вытеснило «буржуазное» скаутское, переняв при этом принципы его организации — игровые формы работы, институт вожатых и объединение детей по отрядам.
Еще в 1918 г. был создан комсомол (Российский, затем Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи), куда политически активные молодые люди могли вступать с 14 лет. Комсомол рассматривался как опора и кадровый резерв компартии. Комсомольцы нередко составляли костяк институтов советской власти, особенно в деревне, активно вовлекались в работу органов правопорядка. Массовые молодежные союзы занимались не только политической работой, но и организацией взаимопомощи и молодежного досуга. Другой сферой приоритетного внимания большевистских властей стала борьба с беспризорностью. В годы Гражданской войны детская беспризорность приняла масштабы национального бедствия. Для организации работы по решению проблемы была создана Детская комиссия ВЦИК во главе с руководителем ВЧК Ф.Э. Дзержинским. Задержанных беспризорников отправляли в трудовые колонии для малолетних правонарушителей и трудовые коммуны (первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь», вышедший на экран в 1931 г., был посвящен истории такой коммуны). Уже в 1922 г. в детских домах и трудкоммунах воспитывалось более 500 тыс. детей.
Перестройка системы высшего образования
В программы обучения и организацию высшего образования после революции активно внедрялся классовый подход. При приеме в вузы предпочтение отдавалось молодежи рабоче- крестьянского происхождения, хотя формально образование было доступно всем. Приемные экзамены отменялись (они вернулись только в середине 20-х гг.). Для вовлечения в учебный процесс не имевшей среднего образования рабочей и крестьянской молодежи были созданы рабфаки (рабочие факультеты), на них обучали по сокращенным программам. Выпускники рабфаков могли поступать в вузы. В 1925 г. появились рабочие университеты. Для желающих учиться без отрыва от работы возникли вечерняя и заочная формы обучения. За годы советской власти через эту систему прошла значительная часть будущих специалистов массовых профессий, в первую очередь инженеров и педагогов. Наука и научная жизньПри новой власти общественные и гуманитарные науки должны были решать в первую очередь идеологические задачи. Поэтому организация не только преподавания, но и исследований на этих направлениях была радикальным образом пересмотрена. Перед новыми научными учреждениями гуманитарного профиля ставились как общетеоретические, так и сугубо прикладные задачи. Так, созданный в 1924 г. под руководством Е.С. Варги Институт мирового хозяйства и мировой политики готовил материалы для руководства страны по оценке перспектив роста противоречий мирового капитализма и военных конфликтов. Помимо разветвленной сети государственных учреждений, в 20-е гг. активно действовала и сеть кружков и обществ, группировавшихся вокруг маститых ученых дореволюционных времен, таких, как историк С.Ф. Платонов. Забвению на долгие годы были преданы идеи М.М. Бахтина, выдающегося ученого, с именем которого связано становление отечественной школы культурологических и литературоведческих исследований. Между тем именно на 20-е гг. пришелся взлет его творчества, осмысливавшего человеческое бытие и мышление как общение, диалог.
Но в целом в развитии общественных наук, обслуживавших идеологические цели, наметилось отставание от мирового уровня. В то же время потребности форсированного экономического и военного развития предопределили серьезные прорывы в фундаментальных и прикладных исследованиях в естественных науках. Эти исследования были поставлены под государственное управление. Большие научные силы были сосредоточены на непосредственно связанных с производством направлениях, таких, как разработка и научное обеспечение плана электрификации страны (ГОЭЛРО), гидроэнергетики, котлостроения, транспортного машиностроения. В.И. Вернадский организовал Радиевый институт. Развитие фундаментальных исследований было связано в первую очередь с обеспечением научно-технического прогресса на перспективных направлениях модернизации экономики. В 20-е гг. плодотворно работают И.П. Павлов, руководивший получившими широкую известность исследованиями в области физиологии, Н.Д. Зелинский (нефтехимия), А.П. Карпинский и А.Е. Ферсман (геология), С.А. Чаплыгин (аэродинамика) и др. Вместе с тем многие ученые не приняли идейные установки и политику новой власти, и это неприятие отразилось на развитии научной мысли в России, на личной судьбе научных работников и на судьбах всей русской интеллигенции. Интеллигенция и революцияРаскол, характерный для российского общества на протяжении нескольких столетий после преобразований Петра I, в ходе революционных потрясений и Гражданской войны резко усилился. Особенно глубоким оказалось размежевание в среде интеллигенции. Уже по отношению к участию России в Первой мировой войне после патриотического подъема в ее начале обнаружились непримиримые расхождения в оценках. Для значительной части мыслящих людей неудачи и потери военного времени стали свидетельством приближения моральной и политической катастрофы и неизбежности падения монархии. Но по вопросу о путях преодоления кризиса и будущего развития страны точки зрения были диаметрально противоположными. События февраля 1917 г. вызвали положительный отклик у тех, кто критиковал прежний режим, а таких в среде интеллигенции было большинство. Поэт В. Хлебников приветствовал революцию гимном свободе, выразив воцарившиеся на тот момент в обществе настроения: Свобода приходит нагая,
Ставшая вскоре очевидной неспособность Временного правительства контролировать ситуацию в стране подняла волну критики новой власти. Однако реакция на события Октября 1917 г. не была однозначной. Революционные перемены открывали дорогу социальному творчеству, и это стало лейтмотивом деятельности убежденных в необходимости сотрудничества с новой властью представителей творческой интеллигенции. А.А. Блок в статье «Интеллигенция и революция» (январь 1918 г.) констатировал, что «весь европейский воздух изменен русской революцией», и выразил убежденность в том, что хотя «России суждено пережить муки, унижения, разделения, но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — великой». Образы революционной стихии воплощают вихрь, метель, вьюга, буря, которыми овеяны герои его знаменитой «революционной поэмы» «Двенадцать». Правда, у многих принявших революцию как неизбежность, закономерность или печальный итог нерешенных задач российской модернизации политическая действительность и повседневная жизнь первых послереволюционных лет только усугубили пессимизм в отношении своего места в будущей России. Мыслящие люди стремились понять, «куда несет нас рок событий» (выражение поэта С.А. Есенина), если во имя «светлого завтра» сегодня предаются забвению гуманистические ценности и нравственные принципы, а люди разделились на «своих» и «чужих» и считают себя вправе уничтожать друг друга. Противники установившегося большевистского режима заговорили о наступлении «окаянных дней» (И.А. Бунин). В 1918 г. появился первый итог коллективного осмысления происходящего, продолжавший традиции сборников «Проблемы идеализма» и «Вехи». Авторы статей книги «Из глубины. Сборник статей о русской революции» (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Вяч.И. Иванов, П.И. Новгородцев, П.Б. Струве, С.Л. Франк и др.) размышляли об «историческом смысле русской революции» и об отношении к ней русской интеллигенции. Формирование «разделенной культуры». Русское зарубежьеРазвитие внутренней духовной оппозиции режиму продолжалось в течение всего периода существования советской власти. Уже в ее первые месяцы начался исход многих в эмиграцию, из которой вернуться суждено было очень немногим. За границу вместе с отступавшей белой армией хлынул поток беженцев. Особенно массовый и трагический исход произошел из Крыма после разгрома войск П.В. Врангеля в конце 1920 г. Тогда около 200 тыс. человек покинули страну на кораблях, спасаясь от страшного голода и репрессий со стороны новой власти (об этом повествует пьеса М.А. Булгакова «Бег» и фильм, снятый в СССР в 1970 г.; страшное свидетельство о голоде в Крыму оставил переживший его и эмигрировавший затем писатель И.С. Шмелев в книге «Солнце мертвых»). В 1922—1923 гг. в результате решения руководства Советской России из страны были высланы представители гуманитарной интеллигенции, в которых власти видели своих убежденных идейных противников. Среди них были выдающиеся философы, социологи, историки, журналисты, писатели Н.А. Бердяев, С.Е. Трубецкой, Н.О. Лосский, И.А. Ильин, П.А. Сорокин, Л.П. Карсавин, М.А. Осоргин и многие другие. Эта акция получила неофициальное название «философский пароход». В 1922 г. беженцам из России для оформления их правового положения на чужбине стали выдавать особое удостоверение личности — «нансеновский паспорт» (знаменитый полярный исследователь Ф. Нансен возглавлял комитет Лиги Наций по оказанию помощи беженцам и сделал многое для облегчения их положения).
Храм Александра Невского в Париже стал главным храмом Русской православной зарубежной церкви (РПЦЗ). Осмыслению опыта русской революции и тенденций европейского развития посвящена изданная в Берлине работа Н.А. Бердяева «Новое средневековье. Размышления о России и Европе», она принесла автору мировое признание. Художественная культура «второй России»В столкновении точек зрения на пути развития России происходило становление художественной культуры русского зарубежья. Это беспрецедентное в истории явление взрастило литературу, без которой сегодня не мыслится русская словесность XX в. В эмиграции оказались около половины известных писателей, поэтов, публицистов. В русле традиций русской литературы работали И.А. Бунин, А.Н. Толстой (вернулся в СССР в 1923 г.), А.И. Куприн (возвратился на Родину накануне своей смерти в 1937 г.), Б.К. Зайцев. Пронзительную автобиографическую прозу о жизни в Замоскворечье, о духовной красоте людей и чистоте их веры опубликовал И.С. Шмелев («Лето Господне», «Богомолье»). Своими произведениями он вернул чувство Родины и дома тысячам тосковавших по России и навсегда разлученных с ней русских людей. Однако читательская аудитория таких книг была ограничена той же эмигрантской средой, а их тиражи были мизерными. За рубежом оказались поэты, чье творчество было неразрывно связано с культурой Серебряного века, — Вяч. И. Иванов, К.Д. Бальмонт, И. Северянин, З.Н. Гиппиус. В эмиграции прошла большая часть творческой жизни М.И. Цветаевой, Г.В. Иванова, И.В. Одоевцевой, В.Ф. Ходасевича. Многие писатели и поэты, даже самые известные, бедствовали. Другие (В.В. Набоков) успешно писали на двух языках, постепенно все больше переходя на иностранный, и, напротив, завоевали широкую известность. Но таких были единицы. В начале 20-х гг. выехал на гастроли и не вернулся в Советскую Россию Ф.И. Шаляпин. Для многих, даже ничего не знавших о русской культуре людей именно гений Шаляпина олицетворял «русскую душу», у артиста была мировая слава. С ней могла, вероятно, сравниться известность С.В. Рахманинова как композитора и особенно как пианиста-виртуоза. Большую известность и признание получило музыкальное творчество И.Ф. Стравинского. У русских эмигрантов были особо любимые артисты, среди них А.Н. Вертинский, создатель нового направления эстрадного исполнительства, и знаменитый «курский соловей» Н.В. Плевицкая, исполнительница «Галлиполийского гимна» (Галлиполи — порт на северо-западе Турции, сюда приходили корабли с беженцами из России), песни, посвященной «великому исходу»: Занесло тебя снегом, Россия,
Особой гордостью русской эмиграции был балет, до 1929 г. с большим или меньшим размахом продолжались популярные до Первой мировой войны «Русские сезоны» С.П. Дягилева. На балетной сцене блистали А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, В.Ф. Нижинский, М.М. Фокин. С успехом продолжал сниматься выдающийся актер отечественного немого кино И.И. Мозжухин. Мировое признание пришло и к представителям других, не связанных со словом областей художественного творчества. Художники «Мира искусства» А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский, Л.С. Бакст, И.Я. Билибин участвовали в постановках музыкальных спектаклей. <<< К началу параграфа Окончание параграфа >>>
|
|
|