|
|
|
Глава 4. Индустриальная модернизация СССР 1929—1940 гг.
§ 17. Коллективизация сельского хозяйства и форсированная индустриализация страны (окончание)Подведем итогиВ кратчайший исторический срок был совершен невиданный экономический рывок. За период 1929—1940 гг. введено в строй 9000 крупных предприятий, созданы десятки новых отраслей промышленности. Валовая продукция промышленности выросла в 6,5 раза, в том числе производство средств производства в 10 раз. В последние два года перед Великой Отечественной войной рост производства военной продукции осуществлялся за счет сокращения производства многих важнейших видов продукции гражданского назначения. Созданная в СССР мобилизационная система подходила к войне, чтобы заработать в полную силу и проявить свои преимущества. Проверяем себя 1. Объясните, почему модернизация в СССР началась именно с тяжелой промышленности. 2. Какая связь существовала между процессами индустриализации и коллективизации? 3. Каким образом осуществлялся процесс коллективизации? Что принуждало крестьян вступать в колхозы? 4. Какие формы борьбы крестьян против насильственной коллективизации вам известны? Каковы были результаты этой борьбы? 5. Что такое раскулачивание? Каким образом оно проводилось? Каковы были последствия раскулачивания для развития сельского хозяйства страны? 6. Каким образом внешнеполитическое положение СССР повлияло на развитие индустриализации? на социальные отношения в государстве? Думаем, обсуждаем 1. Найдите примеры, иллюстрирующие сокращение масштабов репрессий с конца 1938 г. Определите социальные группы населения, которых это сокращение коснулось в первую очередь. Напишите аналитический отчет (не более трех страниц). 2. Сравните объемы выпускаемой продукции в группах «А» и «Б» в СССР и США в 1930-е гг. Сопоставьте их. Представьте информацию в виде графиков. Какие можно сделать выводы? 3. Используя дополнительные источники информации, составьте сравнительную таблицу промышленных показателей СССР и Германии в 1930-е гг., характеризующих военные приготовления. Какая страна имела преимущества? В чем они заключались? 4. Оцените последствия голода 1932—1933 гг. Сопоставьте его причины и масштаб с трагедией 1921 — 1922 гг. Оцените действия властей в обоих случаях. Сделайте презентацию. Какие районы поразил голод начала 1930-х гг.? Можно ли считать его «актом геноцида украинского народа» или иного народа СССР? Ответ обоснуйте. 5. На основании биографии одной из жертв раскулачивания напишите эссе о проблеме разрушения российской деревни в ходе коллективизации. 6. Составьте таблицу, иллюстрирующую хозяйственные показатели ГУЛАГа. Сравните их с аналогичными показателями в гражданском секторе экономики. Сделайте выводы. Работаем с источниками, выполняем задания1. Существует точка зрения, что индустриальный скачок, совершенный в годы правления И.В. Сталина, обошелся стране слишком дорого и не стоил затраченных сил. Какая иная точка зрения вам известна? Выскажите свое мнение. 2. Как вы относитесь к воспоминаниям участников и очевидцев строек первых пятилеток? Чем объясняется выраженный в документах энтузиазм и оптимизм этих людей? Какие проблемы больше всего волновали молодого рабочего? Что общего в приведенных отрывках? Как они характеризуют время, его дух, отношение людей к трудностям?
3. Чем вы объясните появление подобных писем?
4. Проанализируйте документ. Выявите перегибы в раскулачивании и проведении коллективизации сельского хозяйства. Назовите причины подобных явлений.
5. Сравните статистические показатели и сделайте вывод о темпах экономического роста.
6. Докажите, что в конце 1930-х гг. СССР стал высокоразвитой державой. Составьте тезисы ответа по теме «Достижения и издержки модернизации в СССР». 7. В 1928—1929 гг. в СССР шла дискуссия о темпах индустриализации. Какие различные мнения по этому вопросу были тогда высказаны? Как менялась позиция И.В. Сталина по этому вопросу? Какой подход к проведению индустриализации был в итоге выбран? 8. Сравните основные положения экономических программ И.В. Сталина и И.И. Бухарина в 1928—1929 гг. 9. Сравните общественное положение и условия труда колхозников и промышленных рабочих в СССР в середине 1930-х гг. 10. Докажите или опровергните точку зрения о том, что роль трудового энтузиазма, производственных соревнований была основополагающей в достижении результатов пятилеток. 11. Докажите противоречивость итогов форсированного развития как в социальной сфере, так и в повседневной жизни в отношении к действительности. 12. Сравните социально-экономическое и общественно-политическое развитие нашей страны после Гражданской войны и в конце 1930-х гг. Оформите ваше суждение: а) в форме таблицы; б) в виде развернутого плана ответа; в) в форме тезисов; г) в иной форме, предложенной вами. Перечислите важнейшие достижения в развитии СССР в 1930-е гг. Расскажите о некоторых из них. 13. Подготовьте презентацию на тему «Превращение СССР в индустриально-аграрную державу в годы первых пятилеток». <<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|