Главная >> История России 1900—1945 гг. 11 класс. Данилов

Глава 4. Индустриальная модернизация СССР 1929—1940 гг.

§ 18—19. Человек и коллектив, культура и власть в предвоенное десятилетие (окончание)

«Искусство исторического оптимизма»

На первом совещании стахановцев в Кремле в ноябре 1935 г. И.В. Сталин произнес фразу, ставшую своего рода официальным камертоном предвоенной эпохи: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее!» Этот настрой активно пропагандировался средствами всех без исключения видов художественного творчества. Критерием оценки наряду с идейностью была признана народность, которая нередко сводилась к доступности, соответствию произведения массовым вкусам. Повышенное внимание уделялось литературе и самым демократическим искусствам — кино, цирку, в музыке — песенному творчеству. Маршевые песенные ритмы 1930-х гг. внедряли в сознание человека стремительную поступь «страны мечтателей, страны героев» (как пелось в «Марше энтузиастов» из кинофильма «Светлый путь» режиссера Г.В. Александрова). Подобный настрой был созвучен пропагандистским усилиям государства, но он отвечал и мечте о справедливом и светлом завтрашнем дне, глубоко укорененной в народном сознании.

Самые любимые и популярные мелодии шагнули в повседневную жизнь с киноэкрана. «Песня о Родине» («Широка страна моя родная») прозвучала в фильме «Цирк» (режиссер Г.В. Александров, 1936 г.), она стала плодом творческого содружества композитора И.О. Дунаевского и поэта В.И. Лебедева- Кумача. В сплаве слов и музыки отразилась созвучная русскому сознанию идея простора, шири, приволья, мифологизированная в образе «самой свободной страны мира». Мелодия песни использовалась в качестве позывных Всесоюзного радио.

Особое внимание стало уделяться производству фильмов специально для детей. Появляются первые экранизации популярных литературных произведений советских и зарубежных писателей с идейно-воспитательным подтекстом («Белеет парус одинокий» по повести В.П. Катаева, режиссер В.Г. Легошин, «Золотой ключик» по повести А.Н. Толстого, режиссер А.Л. Птушко, «Дети капитана Гранта» и «Остров сокровищ» по романам Ж. Верна и Р.Л. Стивенсона, режиссер В.П. Вайншток). Особое внимание уделялось экранизации русских сказок («По щучьему веленью», «Конек-Горбунок», режиссер А.А. Роу).

В СССР получил всемерную государственную поддержку цирк, популярный еще в дореволюционной России. На арене выступали представители легендарной династии дрессировщиков Дуровых. В цирках устраивались показательные спортивные состязания с участием знаменитых боксеров, борцов и тяжелоатлетов, такие мероприятия пользовались огромным успехом у зрителей.

Студентка. Скульптура станции метро «Площадь революции».

В организации созвучных настроениям эпохи идеальных пространств решающая роль отводилась архитектуре. В символах архитектуры выражалось стремление отразить идеи величия государственного начала. Правда, многие проекты так и не удалось осуществить. В их числе был грандиозный план реконструкции Москвы с символическим центром в виде Дворца Советов (проект Б.М. Иофана, В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха). Это колоссальное по замыслу строительство было прервано войной и заморожено. Оно стало символом «великой утопии». Но другие «стройки победившего социализма» были доведены до конца. Первое место в их ряду занимает московское метро. Первая его линия (от станции «Парк культуры» до станции «Сокольники») была пущена в 1935 г., вторая — в 1938 г. Строительство метро не прерывалось даже в годы войны. Подземный вестибюль станции «Площадь революции» скульптор М.Г. Манизер украсил 76 скульптурными изображениями «простых советских людей» — рабочих, колхозников, инженеров, студенток, спортсменов, красноармейцев, матросов, летчиков, пограничников, матерей с детьми. Это убранство стало своего рода образцом утвердившихся в искусстве слияния реалистических приемов и идейного содержания, понятности, конкретности и достоверности изображаемого.

Далеко не все даже получившее официальное признание искусство вписывалось в жесткие каноны социалистического реализма, тем более что акценты в его трактовке нередко менялись. Среди открытых в предвоенные годы станций метро выделяются цельностью замысла и изяществом архитектурного решения построенные А.Н. Душкиным подземные вестибюли станций «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская») и «Маяковская».

Символом «эпохи великих строек», самым ярким художественным воплощением идеи устремленности в будущее стала скульптурная группа «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной, венчавшая павильон СССР на Всемирной выставке 1937 г. в Париже, а затем установленная в Москве.

Идея о том, что высшие достижения мирового наследия должны служить народу, оказалась созвучной политическому запросу власти и творческим устремлениям пришедших на смену приверженцам конструктивизма представителям архитектурного сообщества. Величие страны утверждалось в привычных глазу классических формах, черпавших вдохновение в наследии Древних Греции и Рима и эпохи Возрождения.

Колхозный праздник. Художник С.В. Герасимов

Колхозный праздник. Художник А.А. Пластов

Вестибюли и залы заседаний украшали статуи и бюсты вождей, в помещениях водружали парадные портреты и огромного масштаба полотна на историко-революционные и современные темы. Такая живопись была наиболее востребованной, художники работали по государственному заказу. Многие полотна выполнялись бригадами, живопись нередко носила ремесленный характер. Наиболее яркие образцы представляют руководителей ВКП(б) в окружении простого народа или рисуют картины счастливой жизни людей (как два полотна с одинаковыми названиями «Колхозный праздник» С.В. Герасимова и A. А. Пластова). Мажорная тональность отличает полотна на темы спорта и портреты спортсменов, они воплощают дух молодости, здоровья, силы и красоты (А.А. Дейнека, А.Н. Самохвалов, Ю.И. Пименов), а также индустриальные пейзажи (А.А. Лабас, B. В. Рождественский, А.В. Куприн, К.Ф. Юон). Традиционный пейзаж и натюрморт отошли на второй план, но художники писали такие камерные картины для себя или на заказ для интерьеров санаториев и домов отдыха.

Государственная поддержка оказывалась народному искусству. Известные художественные промыслы, такие, как дымковская игрушка и богородская резьба по дереву, переживали второе рождение, осваивали новые современные темы, не всегда, впрочем, созвучные традиционным формам народного искусства.

Широко пропагандировалась классическая музыка, в прямом эфире по радио звучали также отвечавшие классической традиции произведения современных композиторов Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, Т.Н. Хренникова и др. В больших городах открывались филармонии, были созданы новые музыкальные коллективы. Государство оказывало особое покровительство музыкальному театру. В иерархии театральных коллективов на первом месте был Большой театр, сюда стягивали лучшие художественные силы со всего Советского Союза. В главном театре страны была создана балетная труппа самого высокого мирового уровня, здесь танцевали великие балерины Г.С. Уланова и М.Т. Семенова. На оперной сцене шло негласное соревнование двух теноров С.Я. Лемешева и И.С. Козловского. Коронной партией Лемешева была партия Ленского в опере «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Козловский создал неповторимый образ «совести народной» — Юродивого в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». В оперном репертуаре главного и других музыкальных театров страны преобладали произведения русских и советских композиторов, шедевры мировой классики исполнялись исключительно на русском языке.

Среди драматических театров ведущее место принадлежало Московскому Художественному театру. В 1932 г. в знак особого признания роли театра он стал академическим и получил имя М. Горького. До 1938 г. коллективом выдающихся артистов (В.И. Качалов, И.М. Москвин, М.М. Тарханов, А.К. Тарасова, А.П. Зуева, А.Н. Грибов, М.М. Яншин, Н.П. Хмелев и др.) руководил К.С. Станиславский. Вторыми в этом ряду были Малый театр и Театр им. Евг. Вахтангова. Спектакли ставились в сугубо реалистической манере, но вахтанговский театр сохранял в репертуаре поставленную его основателем в 1922 г. «Принцессу Турандот» по пьесе К. Гоцци, которая стала настоящим театральным долгожителем.

На эстраде традиции литературно-политического монтажа получили развитие в искусстве художественного слова, оно становится массовым. Появляется форма «театра одного актера» (В.Н. Яхонтов). В 1930-е гг. с эстрады и по радио классику читают великие мхатовцы В.И. Качалов, И.М. Москвин и многие другие популярные артисты.

Важнейшим критерием признания становится в предвоенные годы патриотическая тональность художественных произведений. Воспитательным задачам, решение которых возлагалось на образование, литературу и искусство, соответствовал оптимистический настрой. В эти годы рождается идеологизированная массовая культура, формируются ценности и мировоззрение советского человека, в жизнь вступает первое выросшее при советской власти поколение.

Подведем итоги

Механизмы мобилизационной экономики возвратили в повседневную жизнь черты аскетичного быта первых послереволюционных лет. Придавать значение быту считалось «мещанством», главное место в жизни человека занимал труд. Усилились антирелигиозная пропаганда и атеистическое воспитание. Образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий партийный контроль. «Фронту» социалистического строительства требовался современный герой. Героизация революционного прошлого находит продолжение в героизации труда на стройках социализма. Человек, беззаветно преданный идеалам партии, готовый на жертвенный подвиг во имя светлого будущего, стал символом эпохи. В предвоенные годы важнейшим критерием признания становится патриотическая тональность художественных произведений. Тем не менее, несмотря на жесточайшее идеологическое давление, советская культура, наука и образование достигли огромных высот.

Проверяем себя

1. С чем связано ускорение процессов урбанизации в СССР в период индустриализации? Имело ли место подобное в других странах на этой стадии развития?

2. Как изменилась социальная структура советского общества после свертывания нэпа?

3. Какие изменения произошли в повседневной жизни населения СССР в 1930-е гг.? Какие черты старого быта продолжали сохраняться?

4. Какие новые формы досуга появились в СССР в период индустриализации? Как они отражали изменения в социальной структуре общества и идеологии?

5. С чем связана героизация труда в советском искусстве 1930-х гг.?

6. Какие изменения произошли в 1930-х гг. в системе образования? Как в новой структуре советского образования отразилась государственная идеология?

7. Приведите примеры, доказывающие идеологизацию науки и искусства в СССР. С чем связана эта идеологизация? Какова была судьба тех деятелей науки и искусства, которые пытались работать вне рамок официальной идеологии? Свой ответ подтвердите примерами.

8. Приведите примеры достижений советской науки в 1930-е гг. Почему значительная часть этих достижений связана с военной техникой?

9. Охарактеризуйте религиозную жизнь СССР в 1930-е гг. Перечислите меры государства, направленные на борьбу с религией. С чем связана эта борьба?

Думаем, обсуждаем

1. Соберите и оформите в виде реферата информацию об одном из героев 1930-х гг. Сравните его реальную жизнь с образом, созданным советской пропагандой. В чем состояло различие?

2. Найдите примеры, иллюстрирующие организацию досуга на селе в 1930-е гг. Сравните их с современными возможностями сельских жителей вашего района. Что изменилось? Почему? Составьте тезисы устного доклада.

3. Найдите данные (по годам) с 1930 по 1940 г. о количестве научно-исследовательских институтов в СССР. Сопоставьте их с аналогичными данными по США и крупным европейским странам. Проанализируйте и представьте информацию в виде графика. Обоснуйте выводы.

4. Составьте список запрещенных произведений 1930-х гг. Проанализируйте причины запрета. Каким образом контролировалось исполнение запрета?

5. Какие сюжеты составляли основу советских кинофильмов того периода? Сравните их с сюжетами кинофильмов того же времени Германии и США. Опишите черты главных героев и найдите существенные различия. Какая закономерность прослеживается? Обоснуйте ответ. Представьте информацию в виде организационной диаграммы.

Работаем с источниками, выполняем задания

1. Что можно сказать о судьбах деятелей культуры 1930-х гг., об их отношениях с властью и достижениях советской культуры того периода?

Документ
Из письма П.Л. Капицы И.В. Сталину. 28 апреля 1938 г.

Товарищ Сталин. Сегодня утром арестовали научного сотрудника института Л.Д. Ландау. Несмотря на свои 29 лет, он вместе с Фоком — самые крупные физики-теоретики у нас в Союзе...

Документ
Из открытого письма И.В. Сталину не вернувшегося в СССР старого большевика Ф.Ф. Раскольникова

Лицемерно провозглашая интеллигенцию «солью земли», Вы лишили минимума внутренней свободы труд писателя, ученого, живописца. Вы зажали искусство в тиски, от которых оно задыхается, чахнет и вымирает...

...Вы беспощадно истребляете талантливых, но лично вам неугодных русских писателей, Где Борис Пильняк? Где Сергей Третьяков? Где Александр Аросев? Где Михаил Кольцов? Где Тарасов-Родионов? Где Галина Серебрякова, виновная в том, что была женой Сокольникова?

Вы арестовали их, Сталин.

Вслед за Гитлером Вы воскресили средневековое сжигание книг

Документ
Из справки из архива НКВД о писателе А.П. Платонове

А. Платонов — сын рабочего и сам бывший рабочий, получил незаконченное высшее техническое образование и работал в системе ВСНХ как инженер-консультант по электростроению. За последнее время работает в тресте точной механики, где как изобретатель электрических весов премирован. На получаемое жалованье с этой своей работы Платонов и живет. Литературные доходы были относительно значительны в прошлом, за последние два-три года он фактически не печатается и никаких гонораров не получает. Живет бедно.

2. Охарактеризуйте процесс формирования молодой советской интеллигенции. Узнайте и напишите сочинение-размышление о судьбе одного из известных ученых, инженеров, литераторов и т. д.

3. Какие художественные фильмы 1930-х гг. вам известны? Какую модель поведения, мировоззрение, мысли и чувства они пропагандировали?

4. Почему именно в области гуманитарной мысли советская власть установила наиболее жесткий контроль?

5. Назовите наиболее характерные черты советской культуры 1920—1930-х гг. Какие из этих черт стали результатом политического воздействия на ее развитие?

6. Произведения каких деятелей русской культуры 1930-х гг., на ваш взгляд, популярны и сегодня? С чем это связано?

7. Подготовьте сообщение об одной из сторон жизни советского общества изучаемого периода, опираясь на материалы домашнего архива, краеведческого музея.

8. Сравните политику коммунистической партии и Советского государства в отношении культуры в 1920-е и 1930-е гг.

9. Подготовьте рассказ о коллективных формах досуга в советском обществе. Как они связаны с идеологией нового государства?

10. Напишите историческое сочинение на тему «Жизнь и быт советских людей в городе и деревне (по произведениям литературы)».

11. Составьте словарь новых слов из обихода граждан СССР 1930-х гг.

<<< К началу параграфа                       Следующий параграф >>>

 

 

???????@Mail.ru