|
|
|
Глава 4. Индустриальная модернизация СССР 1929—1940 гг.
§ 18—19. Человек и коллектив, культура и власть в предвоенное десятилетие (окончание)«Искусство исторического оптимизма»На первом совещании стахановцев в Кремле в ноябре 1935 г. И.В. Сталин произнес фразу, ставшую своего рода официальным камертоном предвоенной эпохи: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее!» Этот настрой активно пропагандировался средствами всех без исключения видов художественного творчества. Критерием оценки наряду с идейностью была признана народность, которая нередко сводилась к доступности, соответствию произведения массовым вкусам. Повышенное внимание уделялось литературе и самым демократическим искусствам — кино, цирку, в музыке — песенному творчеству. Маршевые песенные ритмы 1930-х гг. внедряли в сознание человека стремительную поступь «страны мечтателей, страны героев» (как пелось в «Марше энтузиастов» из кинофильма «Светлый путь» режиссера Г.В. Александрова). Подобный настрой был созвучен пропагандистским усилиям государства, но он отвечал и мечте о справедливом и светлом завтрашнем дне, глубоко укорененной в народном сознании. Самые любимые и популярные мелодии шагнули в повседневную жизнь с киноэкрана. «Песня о Родине» («Широка страна моя родная») прозвучала в фильме «Цирк» (режиссер Г.В. Александров, 1936 г.), она стала плодом творческого содружества композитора И.О. Дунаевского и поэта В.И. Лебедева- Кумача. В сплаве слов и музыки отразилась созвучная русскому сознанию идея простора, шири, приволья, мифологизированная в образе «самой свободной страны мира». Мелодия песни использовалась в качестве позывных Всесоюзного радио. Особое внимание стало уделяться производству фильмов специально для детей. Появляются первые экранизации популярных литературных произведений советских и зарубежных писателей с идейно-воспитательным подтекстом («Белеет парус одинокий» по повести В.П. Катаева, режиссер В.Г. Легошин, «Золотой ключик» по повести А.Н. Толстого, режиссер А.Л. Птушко, «Дети капитана Гранта» и «Остров сокровищ» по романам Ж. Верна и Р.Л. Стивенсона, режиссер В.П. Вайншток). Особое внимание уделялось экранизации русских сказок («По щучьему веленью», «Конек-Горбунок», режиссер А.А. Роу).
В организации созвучных настроениям эпохи идеальных пространств решающая роль отводилась архитектуре. В символах архитектуры выражалось стремление отразить идеи величия государственного начала. Правда, многие проекты так и не удалось осуществить. В их числе был грандиозный план реконструкции Москвы с символическим центром в виде Дворца Советов (проект Б.М. Иофана, В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха). Это колоссальное по замыслу строительство было прервано войной и заморожено. Оно стало символом «великой утопии». Но другие «стройки победившего социализма» были доведены до конца. Первое место в их ряду занимает московское метро. Первая его линия (от станции «Парк культуры» до станции «Сокольники») была пущена в 1935 г., вторая — в 1938 г. Строительство метро не прерывалось даже в годы войны. Подземный вестибюль станции «Площадь революции» скульптор М.Г. Манизер украсил 76 скульптурными изображениями «простых советских людей» — рабочих, колхозников, инженеров, студенток, спортсменов, красноармейцев, матросов, летчиков, пограничников, матерей с детьми. Это убранство стало своего рода образцом утвердившихся в искусстве слияния реалистических приемов и идейного содержания, понятности, конкретности и достоверности изображаемого. Далеко не все даже получившее официальное признание искусство вписывалось в жесткие каноны социалистического реализма, тем более что акценты в его трактовке нередко менялись. Среди открытых в предвоенные годы станций метро выделяются цельностью замысла и изяществом архитектурного решения построенные А.Н. Душкиным подземные вестибюли станций «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская») и «Маяковская». Символом «эпохи великих строек», самым ярким художественным воплощением идеи устремленности в будущее стала скульптурная группа «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной, венчавшая павильон СССР на Всемирной выставке 1937 г. в Париже, а затем установленная в Москве. Идея о том, что высшие достижения мирового наследия должны служить народу, оказалась созвучной политическому запросу власти и творческим устремлениям пришедших на смену приверженцам конструктивизма представителям архитектурного сообщества. Величие страны утверждалось в привычных глазу классических формах, черпавших вдохновение в наследии Древних Греции и Рима и эпохи Возрождения.
Вестибюли и залы заседаний украшали статуи и бюсты вождей, в помещениях водружали парадные портреты и огромного масштаба полотна на историко-революционные и современные темы. Такая живопись была наиболее востребованной, художники работали по государственному заказу. Многие полотна выполнялись бригадами, живопись нередко носила ремесленный характер. Наиболее яркие образцы представляют руководителей ВКП(б) в окружении простого народа или рисуют картины счастливой жизни людей (как два полотна с одинаковыми названиями «Колхозный праздник» С.В. Герасимова и A. А. Пластова). Мажорная тональность отличает полотна на темы спорта и портреты спортсменов, они воплощают дух молодости, здоровья, силы и красоты (А.А. Дейнека, А.Н. Самохвалов, Ю.И. Пименов), а также индустриальные пейзажи (А.А. Лабас, B. В. Рождественский, А.В. Куприн, К.Ф. Юон). Традиционный пейзаж и натюрморт отошли на второй план, но художники писали такие камерные картины для себя или на заказ для интерьеров санаториев и домов отдыха.
Широко пропагандировалась классическая музыка, в прямом эфире по радио звучали также отвечавшие классической традиции произведения современных композиторов Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, Т.Н. Хренникова и др. В больших городах открывались филармонии, были созданы новые музыкальные коллективы. Государство оказывало особое покровительство музыкальному театру. В иерархии театральных коллективов на первом месте был Большой театр, сюда стягивали лучшие художественные силы со всего Советского Союза. В главном театре страны была создана балетная труппа самого высокого мирового уровня, здесь танцевали великие балерины Г.С. Уланова и М.Т. Семенова. На оперной сцене шло негласное соревнование двух теноров С.Я. Лемешева и И.С. Козловского. Коронной партией Лемешева была партия Ленского в опере «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Козловский создал неповторимый образ «совести народной» — Юродивого в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». В оперном репертуаре главного и других музыкальных театров страны преобладали произведения русских и советских композиторов, шедевры мировой классики исполнялись исключительно на русском языке.
Важнейшим критерием признания становится в предвоенные годы патриотическая тональность художественных произведений. Воспитательным задачам, решение которых возлагалось на образование, литературу и искусство, соответствовал оптимистический настрой. В эти годы рождается идеологизированная массовая культура, формируются ценности и мировоззрение советского человека, в жизнь вступает первое выросшее при советской власти поколение. Подведем итогиМеханизмы мобилизационной экономики возвратили в повседневную жизнь черты аскетичного быта первых послереволюционных лет. Придавать значение быту считалось «мещанством», главное место в жизни человека занимал труд. Усилились антирелигиозная пропаганда и атеистическое воспитание. Образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий партийный контроль. «Фронту» социалистического строительства требовался современный герой. Героизация революционного прошлого находит продолжение в героизации труда на стройках социализма. Человек, беззаветно преданный идеалам партии, готовый на жертвенный подвиг во имя светлого будущего, стал символом эпохи. В предвоенные годы важнейшим критерием признания становится патриотическая тональность художественных произведений. Тем не менее, несмотря на жесточайшее идеологическое давление, советская культура, наука и образование достигли огромных высот. Проверяем себя 1. С чем связано ускорение процессов урбанизации в СССР в период индустриализации? Имело ли место подобное в других странах на этой стадии развития? 2. Как изменилась социальная структура советского общества после свертывания нэпа? 3. Какие изменения произошли в повседневной жизни населения СССР в 1930-е гг.? Какие черты старого быта продолжали сохраняться? 4. Какие новые формы досуга появились в СССР в период индустриализации? Как они отражали изменения в социальной структуре общества и идеологии? 5. С чем связана героизация труда в советском искусстве 1930-х гг.? 6. Какие изменения произошли в 1930-х гг. в системе образования? Как в новой структуре советского образования отразилась государственная идеология? 7. Приведите примеры, доказывающие идеологизацию науки и искусства в СССР. С чем связана эта идеологизация? Какова была судьба тех деятелей науки и искусства, которые пытались работать вне рамок официальной идеологии? Свой ответ подтвердите примерами. 8. Приведите примеры достижений советской науки в 1930-е гг. Почему значительная часть этих достижений связана с военной техникой? 9. Охарактеризуйте религиозную жизнь СССР в 1930-е гг. Перечислите меры государства, направленные на борьбу с религией. С чем связана эта борьба? Думаем, обсуждаем 1. Соберите и оформите в виде реферата информацию об одном из героев 1930-х гг. Сравните его реальную жизнь с образом, созданным советской пропагандой. В чем состояло различие? 2. Найдите примеры, иллюстрирующие организацию досуга на селе в 1930-е гг. Сравните их с современными возможностями сельских жителей вашего района. Что изменилось? Почему? Составьте тезисы устного доклада. 3. Найдите данные (по годам) с 1930 по 1940 г. о количестве научно-исследовательских институтов в СССР. Сопоставьте их с аналогичными данными по США и крупным европейским странам. Проанализируйте и представьте информацию в виде графика. Обоснуйте выводы. 4. Составьте список запрещенных произведений 1930-х гг. Проанализируйте причины запрета. Каким образом контролировалось исполнение запрета? 5. Какие сюжеты составляли основу советских кинофильмов того периода? Сравните их с сюжетами кинофильмов того же времени Германии и США. Опишите черты главных героев и найдите существенные различия. Какая закономерность прослеживается? Обоснуйте ответ. Представьте информацию в виде организационной диаграммы. Работаем с источниками, выполняем задания1. Что можно сказать о судьбах деятелей культуры 1930-х гг., об их отношениях с властью и достижениях советской культуры того периода?
2. Охарактеризуйте процесс формирования молодой советской интеллигенции. Узнайте и напишите сочинение-размышление о судьбе одного из известных ученых, инженеров, литераторов и т. д. 3. Какие художественные фильмы 1930-х гг. вам известны? Какую модель поведения, мировоззрение, мысли и чувства они пропагандировали? 4. Почему именно в области гуманитарной мысли советская власть установила наиболее жесткий контроль? 5. Назовите наиболее характерные черты советской культуры 1920—1930-х гг. Какие из этих черт стали результатом политического воздействия на ее развитие? 6. Произведения каких деятелей русской культуры 1930-х гг., на ваш взгляд, популярны и сегодня? С чем это связано? 7. Подготовьте сообщение об одной из сторон жизни советского общества изучаемого периода, опираясь на материалы домашнего архива, краеведческого музея. 8. Сравните политику коммунистической партии и Советского государства в отношении культуры в 1920-е и 1930-е гг. 9. Подготовьте рассказ о коллективных формах досуга в советском обществе. Как они связаны с идеологией нового государства? 10. Напишите историческое сочинение на тему «Жизнь и быт советских людей в городе и деревне (по произведениям литературы)». 11. Составьте словарь новых слов из обихода граждан СССР 1930-х гг. <<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|