|
|
|
Глава 1. Между реформой и революцией. Россия в 1894—1916 гг.
§ 2. Революция 1905—1907 гг. (окончание)Национальные движения и национальная политика правительства в годы революцииСобытия, происшедшие 9 января 1905 г. в Петербурге, не оставили равнодушными и население национальных окраин России. Волна забастовок рабочих прокатилась по Польше. Особую активность проявляли жители Варшавы и крупного промышленного центра Лодзи.
Мощные революционные выступления произошли в прибалтийских губерниях, а также в городах черты оседлости, где проживал большой процент еврейского населения. Политические забастовки, демонстрации, рукопашные бои и даже настоящие военные действия развернулись в Риге, Митаве и Либаве. Бастовали Ревель, Вильно, Белосток. Неспокойно было и во множестве небольших городов-местечек. Массовые демонстрации под красными флагами и вооруженные столкновения с полицией шли в городах Финляндии. На Кавказе забурлил многонациональный Тифлис, откуда «беспорядки» перекинулись на всю Грузию.
Широкий размах революционного движения на национальных окраинах вынудил правительство свернуть репрессивный курс и вернуться к традиционной политике гибкого прагматизма в национальном вопросе. В апреле 1905 г. был издан указ «Об укреплении начал веротерпимости», который хотя и подтверждал доминирующее положение православной церкви, однако устранял дискриминацию неправославных конфессий и разрешал православным переходить в другие христианские общины. 200 тыс. насильно обращенных из униатства в православие белорусов и десятки тысяч крещеных татар обрели на основе этого указа свою прежнюю веру. Затем последовал ряд уступок в области языковой политики (в частности, в отношении польского, литовского, украинского, армянского, немецкого, эстонского и латышского языков). Наиболее серьезные уступки политического характера были сделаны в Финляндии. В ноябре 1905 г. Николай II подписал манифест об отмене законов, ограничивавших автономию Финляндии, а также утвердил новый сеймовый устав (фактически конституцию), предусматривавший введение однопалатного парламента, избираемого наоснове всеобщего равного избирательного права всеми гражданами с 24 лет.
Наименьшим коррективам подверглась политика правительства по еврейскому вопросу. А массовые погромы в октябре и ноябре 1905 г., инициированные сторонниками правых партий и организаций, которых противники называли черносотенцами, затронули около 600 еврейских общин и повлекли за собой насилия, разрушения и убийства, как минимум, 1000 евреев. Сформированные под руководством Бунда еврейские отряды самообороны порой оказывали погромщикам отчаянное сопротивление. Вместе с тем начало формирования в Российской империи конституционного режима создавало предпосылки для дальнейшего развития национальных движений. Было основано множество новых организаций и партий, расцвела пресса на национальных языках, более частыми стали национальные манифестации, требования, которые, впрочем, не шли дальше автономий, введения родного языка в официальное делопроизводство и созыва национальных законодательных собраний. Подведем итогиОсновным результатом революции 1905—1907 гг. в России стало введение представительных государственно-правовых институтов и либерально ориентированных общественных порядков. Это было начало становления конституционной монархии. Проверяем себя 1. Укажите причины революции 1905—1907 гг Возможно ли было решить существовавшие проблемы без революции? Если да, то каким образом, если нет, то почему? 2. Охарактеризуйте политические и социальные силы, ставшие активными участниками революции. Каковы были их требования? Что они получили в результате революции? Ответ оформите в виде таблицы. 3. Сравните манифесты от 6 августа 1905 г. и от 17 октября 1905 г. В чем сходство и различия этих документов? С чем связаны произошедшие изменения? Свою точку зрения аргументируйте. 4. Какие изменения были внесены в российские законы в результате революции 1905—1907 гг.? 5. В чем вы видите особенность революционных событий в Иваново-Вознесенске? Чем Советы отличались от рабочих организаций, существовавших в других странах мира? Думаем, обсуждаем 1. Напишите авторский текст «Биография-портрет одного из депутатов Государственной думы периода революции 1905—1907 гг.» (не более 500 слов). 2. Сравните программу действий партий, входящих в состав Думы, с реальными действиями этих партий. Представьте информацию в виде графика. Какие можно сделать выводы? 3. Сформулируйте позиции основных нелегальных партий этого периода по вопросам государственного устройства, земельной и частной собственности. Каковы причины отличий и совпадения этих позиций? Отобразите это в виде организационной диаграммы. 4. Письменно сформулируйте не менее пяти противоречий между задачами, которые стояли перед Думой, и интересами рабочих и крестьян. Каковы причины этих противоречий? Какими могли быть мирные формы устранения этих противоречий? Почему не удалось их реализовать? 5. На основании материалов, относящихся к изучаемому периоду, напишите реферат о крестьянских выступлениях данного периода (не более 3 страниц). Определите цели и оцените результаты этих выступлений. 6. Используя дополнительные источники информации, сделайте презентацию «Причины и география революционного движения в России в 1905 г.». Работаем с источниками, выполняем задания1. Напишите, используя документы и источники, статью-очерк «Глазами очевидца революции 1905—1907 гг.».
2. Составьте и заполните таблицу «Формирование российской многопартийности». Определите самостоятельно критерии сравнения. Сделайте вывод о предположительном, с вашей точки зрения, пути развития российского общества.
3. Проанализируйте состав и работу четырех Государственных дум и сделайте вывод о характере и успехах первого опыта российского парламентаризма. Например, эволюция Думы шла по линии постепенного усиления влияния в Думе правых партий.
<<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|