|
|
|
Глава 4. Индустриальная модернизация СССР 1929—1940 гг.
§ 20. Внешние вызовы и изменения международной политики СССР (продолжение)Первый этап внешней политики СССР в ЕвропеВ Европе на рубеже 1920— 1930-х гг. Советский Союз использовал трудности, которые испытывали западные страны во время кризиса 1929— 1933 гг. В октябре 1929 г. он восстановил дипломатические отношения с Англией, разорванные в мае 1927 г. английской стороной. В 1929—1932 гг. СССР и Великобритания осуществляли активные дипломатические контакты и успешно развивали экономические связи. В 1929—1930 гг., например, Советский Союз приобрел около 70% экспортируемых Англией станков. В марте 1933 г. в связи с арестом в СССР ряда английских специалистов, обвиненных во вредительстве, Лондон ввел эмбарго на ввоз в Великобританию советских товаров. Арест английских специалистов был вызван стремлением Москвы оказать давление на английское правительство, проводившее активную антикоммунистическую политику в своих колониях и на международной арене. После освобождения англичан и возмещения им материального ущерба конфликт был улажен, и эмбарго отменили.
Наибольшей стабильностью отличались в этот период отношения СССР с Германией: с 1922 по 1932 г. во взаимоотношениях двух стран не произошло ни одного сколько-нибудь серьезного конфликта. Успешно развивалась торговля. Немецкий экспорт в СССР стимулировал восстановление германской тяжелой промышленности. В 1931 г. Берлин предоставил СССР долгосрочный кредит в 300 млн марок для финансирования импорта из Германии. Доля Германии в импорте Советского Союза выросла с 23,7% в 1930 г. до 46,5% в 1932 г. СССР занимал первое место в германском экспорте машин. Второй этап внешней политики СССР в ЕвропеПриход к власти в Германии в 1933 г. нацистов, уничтоживших в стране коммунистическое движение и откровенно заявлявших о необходимости «натиска на Восток», вызвал смену ориентиров советской внешней политики. Пленум Исполкома Коминтерна в конце 1933 г. охарактеризовал фашистскую Германию как главного поджигателя войны в Европе. С этого времени Советский Союз стал проявлять большую открытость в отношении западных «демократий» и откровенную заинтересованность в создании системы коллективной безопасности в Европе.
После того как в марте 1935 г. Германия, нарушив статьи Версальского договора, ввела всеобщую воинскую повинность, Франция и СССР подписали договор о взаимопомощи в случае любой агрессии. Договор был ратифицирован французской стороной 28 февраля 1936 г. (правда, в отличие от франкорусского договора 1891 г., он не сопровождался военными соглашениями). Подобный же договор обе страны заключили с Чехословакией. В марте 1936 г. Гитлер, квалифицировав ратификацию советско-французского договора как антигерманскую акцию, открывавшую «ворота Европы большевизму», ввел свои войска в Рейнскую область (территории по берегам Рейна, где Германии по условиям Версальского договора запрещалось иметь вооруженные силы). Советский Союз сразу предложил мировому сообществу принять коллективные меры против нарушителя международных обязательств. Но большинство членов Лиги Наций, и прежде всего Великобритания, не поддержали советские предложения. Они надеялись, с одной стороны, путем уступок Германии превратить ее в надежного партнера в международных делах (так называемая политика «умиротворения»), а с другой — использовать эту страну в качестве противовеса СССР. Франция и Великобритания ограничились лишь устным протестом. Новая политическая реальность, когда западные «демократии» и Лига Наций оказались бессильны противостоять грубому натиску, а Версальский договор де-факто терял силу, наглядно продемонстрировала советскому руководству всю хрупкость европейского равновесия и необходимость сохранения в интересах собственной безопасности полной свободы рук. Следующим шагом в осознании этой жестокой реальности стали для советского руководства Гражданская война и интервенция Германии и Италии в Испании (1936—1939). В феврале 1936 г. к власти в Испании в результате выборов пришло правительство Народного фронта, в которое входили коммунисты. В июле 1936 г. в стране вспыхнул военно-фашистский мятеж против республиканского правительства, возглавленный генералом Ф. Франко.
Последующие международные события не могли добавить И.В. Сталину оптимизма в отношении его «демократических» коллег. В марте 1938 г. гитлеровцы оккупировали Австрию. Советский Союз предложил немедленно созвать международную конференцию для принятия мер против агрессора. Советское правительство сообщило, что оно готово участвовать в коллективных действиях против распространения агрессии. «Завтра может быть уже поздно, — заявлял нарком иностранных дел СССР М.М. Литвинов представителям печати 17 марта 1938 г., — но сегодня время для этого еще не прошло, если все государства, в особенности великие державы, займут твердую недвусмысленную позицию в отношении проблемы коллективного спасения мира». Однако западные державы отнеслись к исчезновению Австрии равнодушно. Кульминацией курса по «умиротворению» Германии и подталкиванию ее агрессии в направлении СССР стала встреча в Мюнхене в сентябре 1938 г. глав правительств Германии, Италии, Англии и Франции (Мюнхенский сговор). Лидеры «демократий» — в который раз! — удовлетворили территориальные притязания А. Гитлера: промышленно развитая Судетская область Чехословакии, населенная в основном немцами, была отдана Германии. А 15 марта 1939 г. немцы оккупировали уже всю Чехословакию. 21 марта Гитлер потребовал от Польши передать Германии вольный город Данциг (Гданьск). На следующий день германские войска вступили в литовскую область в районе Клайпеды (Мемеля). В конце марта 1939 г. после почти трехлетней героической борьбы пала Испанская республика. Прошло еще несколько дней, и войска Б. Муссолини захватили Албанию. В этой взрывоопасной обстановке под давлением общественности своих стран правящие круги Англии и Франции оказываются вынужденными пойти на сближение с СССР, стремясь использовать его в качестве противовеса Германии.
Третий этап внешней политики СССР в ЕвропеВ марте 1939 г. Англия и Франция предложили советскому правительству дать гарантии Польше и Румынии на случай германской агрессии. Это предложение было сделано вслед за сообщением британского премьер-министра Н. Чемберлена в парламенте об англо-французских гарантиях этим странам. Однако Англия и Франция не давали никаких гарантий прибалтийским странам (на чем настаивало советское руководство), как бы открывая германской армии широкий коридор к границам Советского Союза. В апреле 1939 г. советское правительство предложило заключить тройственный пакт о взаимопомощи между Советским Союзом, Англией и Францией. После длительных консультаций в мае английское правительство дало согласие на этот пакт. Переговоры шли очень тяжело. Англичане отказывались давать гарантии прибалтийским государствам. «Младшие» партнеры Англии и Франции — Румыния, Польша и страны Прибалтики — резко негативно высказывались о предложениях Советского Союза предоставить ему право вводить войска на их территории в случае немецкой агрессии, очевидно, опасаясь, что они потом не будут выведены оттуда. Но без этого права Красная Армия не могла вступить в непосредственное соприкосновение с немецкой армией. Для ускорения переговоров и подписания договора советское правительство пригласило английского министра иностранных дел Э. Галифакса приехать в Москву. Но тот не нашел времени для такой поездки. В начале июля 1939 г. премьер-министр Н. Чемберлен говорил одному из своих министров: «Я все еще не потерял надежды, что мне удастся избежать подписания этого несчастного пакта». Наконец, по предложению советского правительства 12 августа 1939 г. в Москве начались переговоры военных делегаций СССР, Англии и Франции. Здесь неожиданно выяснилось, что англичане не имеют полномочий для ведения таких переговоров и подписания соглашения. Пренебрежительное отношение к переговорам подчеркивалось и тем, что во главе английской и французской миссий были поставлены второстепенные военные деятели. Главой же советской делегации был нарком обороны маршал К.Е. Ворошилов.
Из документов, опубликованных после войны, стало известно, что в директиве английского правительства своей делегации предписывалось вести переговоры медленно, не принимать на себя каких-либо обязательств, «могущих связать нам руки при всех обстоятельствах». Советское правительство имело все основания опасаться нового Мюнхена, на этот раз прямо направленного против Советского Союза. Война в Европе могла начаться в любой день. А в это время в районе реки Халхин-Гол части Красной Армии сражалась с японскими войсками, и Советский Союз мог быть втянут в войну на два фронта.
Столкнувшись с тупиковой ситуацией на переговорах с «демократиями», советское руководство пошло на сближение с нацистами. В ходе предварительных секретных переговоров между Германией и СССР были достигнуты договоренности, приведшие к подписанию в Москве 23 августа 1939 г. министром иностранных дел Германии И. Риббентропом и наркомом иностранных дел В.М. Молотовым пакта о ненападении. В дополнительном секретном протоколе к договору (за ним закрепилось название «пакт Молотова — Риббентропа») разграничивались сферы интересов Германии и СССР в Восточной Европе: большая часть Польши и Литва становились немецкой сферой интересов, а Эстония, Латвия, Восточная Польша (т. е. Западная Украина и Западная Белоруссия), Финляндия, Бессарабия (часть Румынии) — сферой интересов СССР. То, что у советского правительства в тот момент не было другого выхода, кроме подписания пакта, признавали и многие западные политические деятели. Министр внутренних дел в правительстве Ф. Рузвельта (СИТА) Г. Икее писал по поводу советско-германского договора: «Мне трудно порицать Россию. Как мне представляется, один Чемберлен виноват в этом». Завершив в сентябре 1939 г. бои с японцами, СССР получил передышку и возможность лучше подготовиться к будущему неизбежному столкновению с фашизмом. <<< К началу параграфа Окончание параграфа >>>
|
|
|