|
|
|
Глава 5. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.
§ 23. Советский тыл в годы войны (окончание)Народы СССР в борьбе с фашизмомПланируя нападение на нашу страну, Гитлер считал, что под его ударом многонациональный СССР развалится как карточный домик. Но этого не произошло, наоборот, все народы Советского Союза еще более сплотились в минуту смертельной опасности. Защита единого государства была воспринята в самых отдаленных уголках страны как национальная задача каждого из более чем ста ее народов.
Подведем итогиЕдинство фронта и тыла, морально-политическое единство советского общества, народов СССР стали одной из важнейших предпосылок коренного перелома и Победы в Великой Отечественной войне. Проверяем себя 1. Какова была цель эвакуации в годы войны? Куда эвакуировались предприятия? Каким образом налаживалась работа предприятий на новых местах? 2. Как изменились условия труда в период войны? С чем были связаны такие изменения? 3. С чем был связан возврат к карточной системе распределения в годы войны? Возможно ли было в военное время сохранить прежнюю систему торговли? Свой ответ аргументируйте. 4. С какими проблемами столкнулась советская промышленность в первые месяцы войны? Как решались эти проблемы? 5. С какими проблемами в годы войны столкнулось советское сельское хозяйство? Как решались эти проблемы? Думаем, обсуждаем 1. Как оплачивался труд на предприятиях и на селе в СССР в период войны? Каков был график работы? Какие наказания предусматривались для работников за нарушение распорядка или брак? Напишите рассказ от первого лица «Один день на...». 2. Какие новые виды оружия появились в этот период? Кого из их создателей вы можете назвать? 3. Напишите учебно-исследовательскую работу о масштабах эвакуации в 1941 —1942 гг. (не более 10 страниц). Определите неисследованные проблемы. Обоснуйте выводы. 4. Соберите информацию и напишите авторский текст «Биографический портрет одного из выдающихся конструкторов вооружений времен Великой Отечественной войны» (не более 1500 слов). 5. Найдите примеры, иллюстрирующие тяжелейшие условия труда в тылу в годы войны. Составьте список основных причин смертности в тылу в то время. Сделайте выводы. 6. На основании воспоминаний участников событий составьте хронологическую таблицу запуска завода, вывезенного в эвакуацию. Оцените условия, в которых все происходило. Какие методы использовало руководство для ускорения процесса запуска? Напишите тезисы доклада на эту тему. 7. Определите проблемы, которые привели к необходимости создания фронтовых газет и боевых листков. Проанализируйте содержание нескольких дивизионных газет 1943—1945 гг. Что между ними общего? Напишите статью для фронтовой дивизионной газеты в стилистике того времени. 8. Сравните масштабы применения труда военнопленных и интернированных в советской и германской промышленности в годы войны. Представьте информацию в виде графика. Какие можно сделать выводы? Работаем с источниками, выполняем задания1. Сравните военно-экономический потенциал Германии и СССР и сделайте вывод о роли советской экономики в годы войны.
2. Напишите мини-сочинение на тему «Женские профессии в годы войны». 3. Большой вклад в победу внесла наука. Были разработаны методы размагничивания боевых кораблей, методы автоматической сварки брони и т. д. Особенно отличились конструкторы оружия. Что вы знаете об этом? Прочтите дополнительную информацию, обсудите в классе. 4. Какая литература, музыка создавалась и слушалась в годы войны? Посмотрите фильм военного времени. Обсудите в классе проблему «Русские национальные и патриотические ценности». 5. Представьте, как складывалась жизнь вашего ровесника-подростка во время войны. Напишите мини-сочинение. 6. Охарактеризуйте действия власти по эвакуации предприятий и промышленных объектов. 7. Проведите диспут в классе на тему «Истоки массового героизма и мужества советского народа». 8. Посмотрите всем классом фильм или спектакль о военном времени. Обсудите жизнь простого человека-труженика в тяжелое военное время. <<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|