Главная >> История России 1900—1945 гг. 11 класс. Данилов

Глава 5. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.

§ 23. Советский тыл в годы войны (окончание)

Народы СССР в борьбе с фашизмом

Планируя нападение на нашу страну, Гитлер считал, что под его ударом многонациональный СССР развалится как карточный домик. Но этого не произошло, наоборот, все народы Советского Союза еще более сплотились в минуту смертельной опасности. Защита единого государства была воспринята в самых отдаленных уголках страны как национальная задача каждого из более чем ста ее народов.

Среди защитников Брестской крепости, первыми принявших удар врага, сражались и погибли представители 30 национальностей. Подвиги русских героев А.М. Матросова, А.К. Панкратова, В.В. Васильковского, грудью закрывших амбразуры вражеских дзотов, повторили украинец А.Е. Шевченко, эстонец И.И. Лаар, молдаванин И.И. Солтыс, еврей Е.С. Белинский, казах С.Б. Байбагамбетов, белорус П.В. Костючек, сотни бойцов других национальностей. Представители 33 национальностей были удостоены высокого звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра. На территории Белоруссии боролись с противником партизаны и подпольщики более чем 70 национальностей СССР.

Инициаторами важных трудовых починов в тылу в годы войны выступали русская Е.Г. Барышникова и грузин Н.В. Геладзе, татарин Г.Б. Максудов и украинка Е.М. Чухнюк. В сельском хозяйстве колхозники разных национальностей равнялись на П.Н. Ангелину, Ч. Берсиева, М.И. Бровко, Т.С. Мальцева и др.

На средства, собранные представителями всех народов страны, в годы войны были построены 2,5 тыс. боевых самолетов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок, 16 катеров, созданы тысячи орудий и минометов.

Бои еще продолжались, а трудящиеся разных национальностей уже начали с 1943 г. восстановление предприятий в автономиях Северного Кавказа, центральных областях России, на Украине, в Белоруссии.

Подведем итоги

Единство фронта и тыла, морально-политическое единство советского общества, народов СССР стали одной из важнейших предпосылок коренного перелома и Победы в Великой Отечественной войне.

Проверяем себя

1. Какова была цель эвакуации в годы войны? Куда эвакуировались предприятия? Каким образом налаживалась работа предприятий на новых местах?

2. Как изменились условия труда в период войны? С чем были связаны такие изменения?

3. С чем был связан возврат к карточной системе распределения в годы войны? Возможно ли было в военное время сохранить прежнюю систему торговли? Свой ответ аргументируйте.

4. С какими проблемами столкнулась советская промышленность в первые месяцы войны? Как решались эти проблемы?

5. С какими проблемами в годы войны столкнулось советское сельское хозяйство? Как решались эти проблемы?

Думаем, обсуждаем

1. Как оплачивался труд на предприятиях и на селе в СССР в период войны? Каков был график работы? Какие наказания предусматривались для работников за нарушение распорядка или брак? Напишите рассказ от первого лица «Один день на...».

2. Какие новые виды оружия появились в этот период? Кого из их создателей вы можете назвать?

3. Напишите учебно-исследовательскую работу о масштабах эвакуации в 1941 —1942 гг. (не более 10 страниц). Определите неисследованные проблемы. Обоснуйте выводы.

4. Соберите информацию и напишите авторский текст «Биографический портрет одного из выдающихся конструкторов вооружений времен Великой Отечественной войны» (не более 1500 слов).

5. Найдите примеры, иллюстрирующие тяжелейшие условия труда в тылу в годы войны. Составьте список основных причин смертности в тылу в то время. Сделайте выводы.

6. На основании воспоминаний участников событий составьте хронологическую таблицу запуска завода, вывезенного в эвакуацию. Оцените условия, в которых все происходило. Какие методы использовало руководство для ускорения процесса запуска? Напишите тезисы доклада на эту тему.

7. Определите проблемы, которые привели к необходимости создания фронтовых газет и боевых листков. Проанализируйте содержание нескольких дивизионных газет 1943—1945 гг. Что между ними общего? Напишите статью для фронтовой дивизионной газеты в стилистике того времени.

8. Сравните масштабы применения труда военнопленных и интернированных в советской и германской промышленности в годы войны. Представьте информацию в виде графика. Какие можно сделать выводы?

Работаем с источниками, выполняем задания

1. Сравните военно-экономический потенциал Германии и СССР и сделайте вывод о роли советской экономики в годы войны.

Соотношение военно-экономических потенциалов СССР и Германии, включая союзников в Европе и ресурсы оккупированных Германией территорий

2. Напишите мини-сочинение на тему «Женские профессии в годы войны».

3. Большой вклад в победу внесла наука. Были разработаны методы размагничивания боевых кораблей, методы автоматической сварки брони и т. д. Особенно отличились конструкторы оружия. Что вы знаете об этом? Прочтите дополнительную информацию, обсудите в классе.

4. Какая литература, музыка создавалась и слушалась в годы войны? Посмотрите фильм военного времени. Обсудите в классе проблему «Русские национальные и патриотические ценности».

5. Представьте, как складывалась жизнь вашего ровесника-подростка во время войны. Напишите мини-сочинение.

6. Охарактеризуйте действия власти по эвакуации предприятий и промышленных объектов.

7. Проведите диспут в классе на тему «Истоки массового героизма и мужества советского народа».

8. Посмотрите всем классом фильм или спектакль о военном времени. Обсудите жизнь простого человека-труженика в тяжелое военное время.

<<< К началу параграфа                       Следующий параграф >>>

 

 

???????@Mail.ru