|
|
|
Глава 5. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.
§ 24. Оккупационный режим и борьба в тылу врага (окончание)Партизанское движениеНаселение оккупированных территорий очень быстро стало оказывать помощь партизанскому движению. Организатором партизанской борьбы являлась партия большевиков. Директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. уже содержала программу развертывания действий партизанских отрядов на оккупированной территории. В своем выступлении по радио 3 июля 1941 г. И.В. Сталин обнародовал основные положения этой директивы и обратился с призывом придать войне против фашизма всенародный характер. Постановление ЦК ВКП(б) «Об организации борьбы в тылу германских войск», принятое 18 июля 1941 г., содержало конкретные указания о подготовке кадров и развертывании сети партийного подполья, организации, комплектовании и вооружении партизанских отрядов. Определялись также цели и задачи партизанского движения. Уже к концу 1941 г. на оккупированной территории действовало 18 подпольных обкомов, свыше 260 окружкомов, горкомов и райкомов партии, в которых насчитывалось 65,5 тыс. коммунистов. Во главе борьбы встали 565 секретарей обкомов, горкомов и райкомов партии, 104 секретаря обкомов, горкомов и райкомов комсомола. Вооруженную борьбу с оккупантами в 1941 г. вели 2 тыс. партизанских отрядов общей численностью около 90 тыс. бойцов. Около 90% партизанских отрядов и групп, действовавших в тылу противника в тот период, было подготовлено и управлялось органами НКВД и НКГБ. Всего в 1941 —1944 гг. против оккупантов сражалось свыше 6 тыс. партизанских отрядов, в которых насчитывалось до 1 млн бойцов. Вместе с советскими людьми в рядах партизан боролись с фашизмом граждане Польши, Чехословакии, Югославии, Венгрии, Румынии, Франции, Италии, Испании, Германии, Бельгии и других стран.
Основной тактической единицей партизанских сил являлся отряд численностью от 50 до 200 человек, состоящий из нескольких взводов или отделений (боевых групп). Отряды, действовавшие в одной местности, объединялись в бригады, насчитывавшие до 4 тыс. человек. Формирования, состоящие из бывших военнослужащих, иногда назывались полками и делились на батальоны. Самым крупным формированием считалось соединение (дивизия), включавшее иногда до 10 бригад и достигавшее численности до 20 тыс. человек. На вооружении партизан находилось легкое стрелковое оружие и диверсионная техника. Многие формирования располагали станковыми пулеметами, минометами и артиллерией, а наиболее крупные — даже легкой бронетехникой.
Советские партизаны провели в 1942—1944 гг. ряд крупных диверсионных операций по выводу из строя железнодорожных коммуникаций, увязанных по замыслам и срокам с наступательными операциями РККА. В результате этих операций («Рельсовая война», «Концерт» и др.) пропускная способность железных дорог снизилась на 40%, что способствовало успехам Красной Армии. Наиболее разносторонними по содержанию партизанскими операциями были рейды по оккупированной территории. В ходе их партизаны истребляли живую силу, технику, линии связи противника, парализовали снабжение, уничтожали мелкие гарнизоны, склады и другие военные объекты. Не менее важным было спасение населения от нацистского террора. Такие действия, помимо нанесения врагу ощутимых потерь, имели огромное морально-политическое значение и способствовали вовлечению в борьбу против немецко-фашистских захватчиков широких масс населения. Наибольшую известность получили рейды соединений С.А. Ковпака, П.П. Верши- горы, А.Ф. Федорова. Ими были созданы целые «партизанские края» в тылу врага.
Действия партизан наносили огромный ущерб врагу и отвлекали на себя значительные силы. Так, для охраны 100 км железной дороги требовалось выделять один полк. В операциях против партизан в 1941—1944 гг. было задействовано 25 дивизий вермахта, свыше 23 тыс. солдат и офицеров других германских силовых структур, около 500 тыс. участников антисоветских вооруженных формирований и военнослужащих армий союзников Германии. Но подавить партизанское движение оккупантам не удалось.
Партизаны внесли весомый вклад в Победу. За 1941 — 1944 гг. они уничтожили, ранили и пленили около 1 млн 600 тыс. гитлеровцев и их пособников. Было убито 67 высших военных и гражданских деятелей нацистской Германии и еще пятеро захвачено в плен. Партизаны подорвали десятки тысяч эшелонов, почти 12 тыс. мостов, уничтожили и захватили почти 53 тыс. автомобилей, 4,7 тыс. танков и бронемашин, сбили и сожгли на земле 833 самолета. Золотыми буквами в историю Великой Отечественной войны вписаны имена Д.Н. Медведева, А.К. Флегонтова, В.А. Карасева, К.Д. Карицкого, С.И. Солнцева, И.Н. Кузина, М.А. Гурьянова, З.А. Космодемьянской, Н.И. Кузнецова и многих других советских патриотов. Подведем итогиУстановившийся на оккупированных территориях «новый порядок» не оставлял никаких сомнений в том, что подлинные цели фашистских захватчиков — полное порабощение советских людей и разграбление экономических ресурсов. С первых же дней оккупации началось массовое уничтожение людей, культурных и материальных ценностей. Используя антисоветскую пропаганду, фашисты стремились привлечь на свою сторону хотя бы часть населения, пострадавшего от сталинского режима. Однако сотрудничество с оккупантами хотя и имело место, но не приняло массового характера. На оккупированных территориях развернулась массовая партизанская борьба населения против захватчиков. Проверяем себя 1. В чем выражалась суть «нового порядка» на оккупированных территориях? Какими документами вводился этот «новый порядок»? Какие идеи лежали в его основе? 2. Каким образом осуществлялось разделение оккупированных советских территорий? Каким образом организовывалось управление оккупированными советскими территориями? 3. Для чего на оккупированных территориях немцы стремились установить тотальный контроль над местным населением? Какими мерами осуществлялся этот контроль? 4. Для чего немцы осуществляли массовый угон жителей оккупированных территорий в Германию? В каких условиях оказывались эти советские граждане? 5. Кто из советских граждан и по каким причинам соглашался добровольно сотрудничать с оккупантами? В чем выражалось это сотрудничество? 6. Какие воинские формирования были созданы немцами на оккупированных территориях из советских граждан? Какую роль сыграли эти формирования в войне? 7. Когда и с какой целью в ходе войны начало организовываться партизанское движение? Кто из советских граждан и почему вступал в партизанские отряды? Какие партизанские соединения вы можете назвать? Думаем, обсуждаем 1. Соберите и оформите в виде реферата информацию о причинах, ходе и результатах партизанской войнь в 1941—1942 гг. (не более 3 страниц). В каких видах вооружений врагу был нанесен максимальный урон? В чем партизаны имели в этот период преимущества? 2. Какие последствия для расширения рядов пособников фашистского режима имело масштабное пленение советских солдат в первые месяцы войны? Составьте тезисы для доклада на эту тему. 3. Письменно сформулируйте основные идеи Русской освободительной армии. Возможно ли было их реализовать в случае победы Германии в войне? Чем вы можете объяснить предательство генерала Власова? 4. Сравните масштабы и характер партизанского движения в СССР и в других странах Европы. Что в них общего и в чем заключаются различия? Представьте информацию в виде графика. Какие можно сделать выводы? 5. Напишите учебно-исследовательскую работу (не более 5 страниц) о причинах массового террора, развернутого на оккупированных территориях Прибалтики, Белоруссии, Украины, РСФСР. Используйте не менее 3 источников. Определите ключевые фигуры этих событий. 6. Сделайте подборку фрагментов советских и современных российских художественных фильмов (1—3 минуты), иллюстрирующих жизнь советских людей на оккупированной территории. Сравните поведение главных героев. Почему появились различия? Работаем с источниками, выполняем задания1. Напишите мини-сочинение на тему «Партизанская борьба — свидетельство патриотизма советских людей. Вклад партизан в Победу». 2. Сравните действия партизан во время Отечественной войны 1812 г. и в годы Великой Отечественной войны. Сделайте соответствующий вывод.
3. Прочтите специальную литературу. Напишите статью-очерк на тему «Преступления фашистов против человечества». 4. Прочтите специальную литературу отечественных и зарубежных историков на тему «Холокост на оккупированной территории СССР в годы войны». Подготовьте доклад или презентацию. Узнайте о деятельности современных антифашистских организаций и форумах. 5. Одним из направлений действий фашистов на оккупированных территориях была политика привлечения местного населения к сотрудничеству с новой властью. Какие примеры вам известны? Что вы думаете по этому поводу? 6. Сделайте подборку литературы по теме «Размах и размеры разрушений и планомерного уничтожения культурного наследия фашистами на оккупированных территориях СССР». Что из уничтоженного удалось восстановить, что восстанавливается до сих пор, что утеряно безвозвратно? 7. Посмотрите фильм «Обыкновенный фашизм» режиссера М.И. Ромма. Прочтите дополнительную литературу о нацистских лагерях на территории бывшего СССР. 8. По материалам газет и журналов, телевидения, Интернета соберите информацию о реабилитации и возвеличивании в некоторых государствах Восточной Европы, в том числе в бывших советских республиках, коллаборационистов. Выразите к этому свое отношение. Обсудите в классе эту тему. В чем вы видите причину этого явления? <<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|