|
|
|
Глава 5. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.
§ 25. Человек на войне. Культура в годы Великой Отечественной войны (окончание)Военные будни и праздникиУже в первые дни войны началась эвакуация музейных коллекций, архивов и других культурных ценностей. Сокровища Эрмитажа отправили в эвакуацию в Свердловск, основную часть коллекций Русского музея перевезли в Пермь (тогда Молотов). Часть экспонатов пригородных дворцов-музеев Ленинграда вывезли в Горький (Нижний Новгород), затем переправили в Новосибирск. Работа по упаковке и транспортировке грузов нередко шла под бомбежками с риском для жизни музейных служащих.
Беспрецедентной по силе воздействия премьерой военного времени стало исполнение Седьмой (Ленинградской) симфонии композитора Д.Д. Шостаковича. Он работал над ней в блокадном Ленинграде, а окончил в эвакуации. Впервые исполнили симфонию в Куйбышеве 7 марта 1942 г. В начале 1943 г. увидел свет первый вариант оперы С.С. Прокофьева «Война и мир», в октябре 1944 г. в Москве состоялось первое исполнение сцен из оперы в концертном варианте. Столицей военного кинопроизводства являлась Алма-Ата. Здесь на базе эвакуированных киностудий Москвы и Ленинграда была создана Центральная объединенная киностудия (ЦОКС). На экраны вышли фильмы «Парень из нашего города» (режиссер А.Б. Столпер), «Секретарь райкома» (режиссер И.А. Пырьев), «Два бойца» (режиссер Л. Д. Луков) и др. Популярным жанром оставалась комедия, в которой военные сюжеты переплетались с темой любви, фронтовой дружбы и человеческого счастья («Жди меня», режиссеры Б.Г. Иванов, А.Б. Столпер). В фильме «В шесть часов вечера после войны», снятом И.А. Пырьевым в 1944 г., был показан салют в честь Победы. Вышедший на экраны страны в 1946 г. любимый всеми фильм «Небесный тихоход» режиссера С.А. Тимошенко увековечил в главных героях те черты национального характера, которые присущи народным героям войны. Всего на базе ЦОКСа было создано 23 полнометражных фильма. Летопись культурных утратРабота созданной по решению руководства страны в ноябре 1942 г. Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков положила начало составлению списков потерь отечественной культуры. Издание, посвященное этим утратам, вышло в 1948 г., однако и приведенный в нем список нельзя считать сколько-нибудь полным. Потери были неисчислимы и во многом невосполнимы. На территории СССР было уничтожено около 3 тыс. памятников архитектуры, разграблены или серьезно пострадали 427 музеев (на территории РСФСР 173 музея), 4 тыс. библиотек (погибло 115 млн изданий), архивы 19 областей. То, что нельзя было вывезти, захватчики уничтожали. Подобная практика исходила из установки германского руководства о подавлении и уничтожении самосознания славянских народов. В руины были превращены дворцовые ансамбли Петергофа, Павловска, Гатчины, Ораниенбаума под Ленинградом. В Царском Селе немцы сознательно разрушили Екатерининский дворец и его фонтаны, разгромили парковый ансамбль. Особенно ожесточенно уничтожались и осквернялись музеи, хранившие культурную память России. Немецкие фашисты разграбили музей села Михайловское и осквернили могилу А.С. Пушкина в Святогорском монастыре, разгромили музей Л.Н. Толстого в Ясной Поляне и взорвали могилу писателя. При отступлении они подожгли дом Толстого, но подоспевшим красноармейцам удалось потушить пожар. Пострадали музей А.П. Чехова в Таганроге, дом П.И. Чайковского в Клину, музей А.С. Пушкина в Одессе и многие другие. Был разобран и подготовлен к отправке в Германию памятник «Тысячелетие России» в Новгороде, но ворвавшиеся в город части Красной Армии сорвали эти планы. По неполным данным Чрезвычайной государственной комиссии, были полностью уничтожены, разграблены или осквернены 1670 православных церквей, 69 часовен, 237 костелов, 532 синагоги, 4 мечети и 254 других молитвенных здания. Немало молитвенных зданий было переоборудовано оккупантами под казармы, конюшни, тюрьмы, гаражи. Так, например, до сих пор полностью не восстановлен взорванный захватчиками Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря под Москвой. Накануне Нового года в 1944 г. по советскому радио прозвучал новый Государственный гимн СССР (музыка А.В. Александрова, слова С.В. Михалкова и Г.А. Эль-Регистана). Он заменил прежний революционный гимн «Интернационал». Сам факт появления гимна, его текст и музыкальный строй отразили новые направления в политико-идеологической работе. Эти направления обозначились еще в предвоенные годы и утвердились в ходе Великой Отечественной войны — патриотизм, объединение народов многонационального государства вокруг русского народа под руководством И.В. Сталина, уверенность в непобедимости армии, в грядущей победе и славном будущем. Подведем итогиВо время Великой Отечественной войны ярко проявилась выработанная тысячелетним опытом России способность народа переносить жесточайшие лишения и перегрузки. Чувство личной сопричастности и ответственности за судьбу Родины проявилось в массовом героизме советских солдат на фронте и трудовых подвигах тружеников тыла. Вражеское вторжение вызвало у народа взрыв религиозных чувств. Власти вынуждены были с этим считаться, полностью прекратив атеистическую пропаганду и установив контакты с руководством церкви, занявшей с первых дней войны патриотическую позицию. Огромный вклад в формирование высокой моральной атмосферы всенародного стремления к Победе внесли деятели советской культуры и искусства. Уже с первых дней войны появились произведения высокой героико-патриотической тональности, ставшие художественными символами всенародного сопротивления захватчикам. Проверяем себя 1. Какие изменения произошли в повседневной жизни советских людей после начала Великой Отечественной войны? 2. Каким образом осуществлялась организация и работа тыловых госпиталей в годы войны? Какова была роль этих госпиталей? 3. Приведите примеры мужества и героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны. Было ли закономерным то, что в тот период героизм принял массовый характер? 4. Охарактеризуйте деятельность Русской православной церкви в годы войны. 5. Какие изменения произошли в период войны в отношении государства к церкви? С чем связаны эти изменения? Можно ли считать, I что государство решило полностью отказаться от антирелигиозной политики? Свой ответ аргументируйте. 6. Какова была реакция российских эмигрантов на агрессию Германии против СССР? Почему в рядах эмигрантов не было единства по этому вопросу? В чем выразилось различие позиций различных кругов эмиграции? 7. Приведите примеры отражения событий Великой Отечественной войны в искусстве военного времени. Думаем, обсуждаем 1. Соберите информацию и напишите авторский текст «Биографический портрет героя-подводника» (не более 1500 слов). Что общего в характерах известных подводников? Чем различаются их судьбы? 2. Составьте подборку военных или послевоенных фотографий разрушенных улиц, парков, музеев советского города. Найдите или сделайте современные фото этого же места. Что пришлось воссоздать советским архитекторам, строителям, реставраторам? 3. Найдите примеры, иллюстрирующие творческую и научную жизнь в блокадном Ленинграде. Напишите эссе о деятельности ученых в период блокады. 4. Какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны? Почему? Обоснуйте ответ. Представьте информацию в виде организационной диаграммы. 5. На основании дневников и воспоминаний фронтовиков опишите в виде рассказа от первого лица один день советского солдата на фронте. Основной акцент сделайте на бытозой стороне описания — где он жил, что ел, чем занимался между боями и т. д. 6. Составьте список введенных за годы войны наград. Проанализируйте причины их появления. За какие подвиги полагались денежные вознаграждения? Сделайте презентацию (не более 40 слайдов). Работаем с источниками, выполняем задания1. Расскажите о советском искусстве и культуре военного времени. Охарактеризуйте их роль в мобилизации народа на отпор фашистским захватчикам. 2. Что вы знаете о советском кинематографе времен войны? Какие фильмы того периода вы видели? Какое впечатление они произвели на вас? 3. Напишите очерк-воспоминание о военных буднях, используя материалы архива своей семьи, школьного музея, краеведческого музея и другие источники информации. 4. Проанализируйте художественную литературу военного времени, произведения авторов — участников войны. Какие чувства, переживания, атмосферу военного времени они отражают? 5. Раскройте понятие «дружба народов СССР». Приведите примеры и факты действия этого явления. 6. Напишите сочинение-размышление на тему «Исторические корни героизма и мужества советского народа, проявление российского характера, ментальности». 7. Составьте отчет о положении вашего города, населенного пункта, улицы в годы войны. Напишите очерк по воспоминаниям современников событий, их участников. 8. Как складывались отношения церкви и власти в годы Великой Отечественной войны? Чем можно объяснить некоторое смягчение по отношению к религии в стране? Найдите для иллюстрации ваших выводов документ эпохи. <<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|