|
|
|
Глава 2. Россия в вихре революции и Гражданской войны 1917—1920 гг.
§ 7. Свержение монархии. Двоевластие (февраль — июль 1917 г.) (окончание)Июньский и июльский кризисы Временного правительства. Конец двоевластия и демократического этапа революцииВ мае—июне 1917 г. напряженность в стране постоянно нарастала. Социалисты в коалиционном правительстве приняли ряд деклараций, демонстрирующих поворот к нуждам народа. Однако, как и прежде, ни один из главных вопросов революции не получал практического решения. В результате крестьяне повсеместно стали делить помещичью землю самовольно. В постановлении проходившего в мае 1917 г. I Всероссийского съезда крестьянских депутатов говорилось, что до созыва Учредительного собрания все земли должны перейти в ведение земельных комитетов. Лидеры же партии эсеров во главе с министром земледелия Временного правительства В.М. Черновым выступали категорически против любых мер в земельном вопросе до созыва Учредительного собрания. В городах нарастало забастовочное движение, вызванное сопротивлением фабрикантов введению 8-часового рабочего дня, а также вмешательству созданных рабочими фабрично-заводских комитетов (фабзавкомов) в управление производством. В мае—июне число забастовок в сравнении с мартом—апрелем увеличилось в 10 раз. Все это сопровождалось быстрым ростом влияния большевиков в рабочей среде. Подъем радикальных настроений рабочих выразился также в увеличении рядов Красной гвардии, заменившей собой народную милицию. В течение всего июня в Петрограде проходил I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Большевиков — членов РСДРП(б) среди его делегатов, собравшихся со всей России, было всего 10%. Меньшевики и эсеры, составлявшие большинство на съезде, категорически возражали против захвата власти Советами. I съезд Советов принял резолюцию в поддержку Временного правительства. Однако 18 июня 1917 г. по инициативе большевиков в Петрограде состоялась полумиллионная демонстрация под лозунгами: «Вся власть Советам!», «Долой десять министров-капиталистов!», «Долой войну!». Настроения масс совпадали с позицией большевиков. Июньские события показали, что двоевластие движется к концу: «революционная демократия» раскололась и не могла обеспечить необходимую поддержку Временному правительству. Углублению кризиса способствовал также провал наступления на фронте, начавшегося в те же дни.
4 июля 1917 г. около 1,5 млн солдат, рабочих и матросов вышли на улицы столицы под лозунгом «Вся власть Советам!». В разных частях города начались перестрелки, появились жертвы. 5 июля в Петрограде было введено осадное положение, с фронта вызваны казачьи части. Юнкерами были разгромлены штаб РСДРП(б) и типография «Правды».
6 июля А.Ф. Керенский впервые показался на публике, заявив в своем выступлении, что «не позволит никаких посягательств на русскую революцию». В тот же день министр юстиции П.Н. Переверзев распорядился опубликовать документы разведки, которыми «доказывался» подкуп большевиков немцами. Это дало основание для приказа Временного правительства о задержании В.И. Ленина и других большевистских лидеров по обвинению в государственной измене. Были арестованы близкий к большевикам Л.Д. Троцкий и многие другие активные участники событий. Ленину удалось скрыться и на три месяца обосноваться в Финляндии. В результате июльского кризиса была полностью изменена прежняя конструкция власти: Советы, никак не проявив себя в ходе событий, тем самым окончательно отказались от всякой ответственности за судьбу не только революции, но в конечном счете страны и народа. Таким образом, двоевластие исчезло, а вместе с ним исчезла опосредованная Советами народная поддержка Временного правительства и формируемых им других органов власти. Эта новая конструкция власти нуждалась и в новой опоре, и такой опорой с 4—6 июля 1917 г. стала военная сила. Подведем итогиВ феврале—марте 1917 г. в России началась революция. Она являлась стихийным ответом народных масс на объективный кризис всей государственной системы России, катализатором которого стала мировая война. Падение царизма означало не конец, а начало революции. В стране установилось двоевластие — своеобразный политический альянс умеренных социалистов с либералами. Народ ждал от новой власти такой политики, которая бы сочетала решение вопроса о войне с революционными преобразованиями внутри страны. Но ни умеренные социалисты, ни либералы не могли на это пойти. И это вело к нарастанию отчуждения между новой властью и народом, росту влияния радикальных сил, прежде всего большевиков. Результатом развития данных процессов стало в конечном счете падение двоевластия. Проверяем себя 1. Назовите причины Февральской революции 1917 г. 2. Какие события 1916 г. свидетельствовали о нарастании революционных настроений в обществе? 3. Что такое «министерская чехарда»? С чем связано это явление? К каким последствиям оно привело? 4. Почему Николай II подписал отречение не в пользу сына Алексея, а в пользу брата Михаила? Почему Михаил в свою очередь отказался от престола? 5. Почему в результате Февральской революции в стране сложилось двоевластие? В чем суть этого явления? Думаем, обсуждаем 1. Напишите учебно-исследовательскую работу (не более трех страниц) на тему «Свержение монархии в 1917 г». 2. Оцените положительные и отрицательные стороны двоевластия для политической системы и системы государственного управления России. Составьте схему. 3. Сформулируйте позиции основных партий этого периода по вопросам войны, государственного устройства, земельной и частной собственности. Каковы причины отличий и совпадения этих позиций? Отобразите это в виде организационной диаграммы пересечения свойств. 4. Составьте сборник (дайджест) фрагментов публицистических статей по проблемам сепаратизма на Украине, в Прибалтике и Закавказье в период Февральской революции. 5. Сравните программу действий большевиков, сформулированную Лениным в «Апрельских тезисах», с действиями большевиков в апреле—июле 1917 г. Представьте информацию в виде графика. Какие можно сделать выводы? Работаем с источниками, выполняем задания1. Сравните систему государственного управления (в том числе систему органов власти) в России до 1905 г. и в 1906—1914 гг 2. Сформулируйте главные проблемы, стоявшие перед российским обществом накануне Февральской революции. 3. Согласны ли вы с мнением автора? Опровергните или докажите высказанную идею, приводя аргументы и примеры.
4. Охарактеризуйте ситуацию двоевластия. Определите сущность этого периода. Приведите другие примеры двоевластия в истории России. Каковы были перспективы развития политической ситуации?
5. Что способствовало, по мнению полиции, особому росту недовольства населения? Перечислите причины.
6. Напишите сочинение-размышление на тему «Можно ли было сохранить монархию в России? Возможен ли сегодня возврат к монархии?». 7. Сравните и проанализируйте первые мероприятия Временного правительства и Петроградского Совета. Чья политика и действия были более продуманны и эффективны? 8. Составьте схему «Развитие и динамика отношений Временного правительства и Петроградского Совета». 9. Попробуйте самостоятельно сформулировать программу выхода из общенационального кризиса в 1917 г. 10. Напишите исторический очерк на тему «Временное правительство: упущенные возможности эволюционного развития российского общества». <<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|