|
|
|
Глава 2. Россия в вихре революции и Гражданской войны 1917—1920 гг.
§ 8. Революция перед выбором: демократия или диктатура (июль — октябрь 1917 г.) (окончание)Октябрьские события в Петрограде. Приход большевиков к власти7 октября 1917 г. из Финляндии в Петроград нелегально вернулся В.И. Ленин. Его приезд совпал с демонстративным выходом большевиков из Предпарламента. Это создавало предпосылки для перехода к практическому решению вопроса о восстании. 10 октября на закрытом заседании ЦК партии Ленину удалось добиться согласия большинства своих соратников с планами немедленного вооруженного захвата власти. Категорическое возражение против этого выразили лишь Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев, являвшиеся влиятельными членами партийного руководства. Они сомневались в способности РСДРП(б) удержать власть в случае ее захвата. Главную задачу большевистской партии Зиновьев и Каменев видели в продолжении легальной борьбы за места в Учредительном собрании. Убедить членов ЦК в необходимости вооруженного восстания В.И. Ленину помог избранный в конце сентября председателем Исполкома Петроградского совета Л.Д. Троцкий. Правда, он предлагал вынести вопрос о восстании на обсуждение II Всероссийского съезда Советов, который должен был открыться 25 октября.
Тем не менее подготовка к вооруженному восстанию началась. 12 октября Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов был сформирован Военно-революционный комитет (ВРК). Его председателем стал левый эсер П.Е. Лазимир, но главную роль в нем играли большевики Л.Д. Троцкий, Н.И. Подвойский, В.А. Антонов-Овсеенко. 16 октября из-за настойчивого сопротивления Зиновьева и Каменева пришлось созвать расширенное заседание ЦК, где после ожесточенных споров курс на вооруженное восстание был подтвержден. Каменев в знак протеста подал заявление о выходе из ЦК, а 18 октября от своего лица и от имени Зиновьева опубликовал в газете «Новая жизнь» письмо, где выступил против намерения Ленина и Троцкого начать восстание. Эта статья предала гласности секретные планы большевиков, что вызвало бурное осуждение со стороны Ленина.
В 10 часов утра 25 октября ВРК опубликовал воззвание к гражданам России, написанное В.И. Лениным. В нем говорилось: «Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов». Вскоре Керенский выехал на машине американского посольства на Северный фронт. Временное правительство укрылось в Зимнем дворце. Взять дворец отрядам ВРК не составляло никакого труда еще в ночь на 25 октября, но Троцкий намеренно оттягивал арест членов правительства до открытия II съезда Советов. Так он стремился придать некоторую легитимность захвату власти. Однако Ленин резко и настойчиво требовал завершения взятия власти немедленно. Поэтому вечером 25 октября 1917 г. защитникам Зимнего был предъявлен ультиматум, после чего часть их покинула дворец (казаки это сделали еще раньше). В 21 час 40 минут крейсер «Аврора» сделал предупредительный выстрел, а затем начался артиллерийский обстрел Зимнего картечью. Около 3 часов ночи Зимний дворец был занят, а министры Временного правительства арестованы и препровождены в Петропавловскую крепость. Октябрьский переворот в Петрограде, ознаменовавший начало нового этапа Великой российской революции, оказался едва ли не самым бескровным переворотом в мировой истории. 3 ноября 1917 г. после недельных боев советская власть была установлена в Москве. К весне 1918 г. Советы относительно мирно взяли власть на большей части территории России. Подведем итогиСобытия, развернувшиеся в России в июле—августе 1917 г., со всей очевидностью показали крах демократических иллюзий умеренных социалистов и необходимость установления твердой диктаторской власти для спасения страны от углубляющегося кризиса. Речь шла лишь о содержании и целях будущей диктатуры. Выбор был невелик — либо Л.Г. Корнилов, либо В.И. Ленин. Рабочие и солдаты категорически отказались поддержать военную диктатуру Корнилова, не сулившую ничего, кроме жесткой власти, репрессий и продолжения войны. Напротив, предлагаемая Лениным диктатура пролетариата казалась многим единственным средством разрешения основных проблем народной жизни. Проверяем себя 1. Охарактеризуйте состав второго коалиционного Временного правительства. Какие изменения в этом составе произошли по сравнению с первым коалиционным правительством? О каких процессах в стране свидетельствуют эти изменения? 2. Для чего было созвано Государственное совещание? Оправдало ли оно надежды правительства? Почему Государственное совещание поддержало генерала Л.Г. Корнилова? 3. С чем связано падение авторитета Временного правительства в 1917 г? 4. Для чего был создан Предпарламент? Как вы думаете, почему фракция большевиков покинула Предпарламент в первый же день его работы? Думаем, обсуждаем 1. Используя дополнительные источники информации, составьте сравнительную таблицу «Взгляды В.И. Ленина, А.Ф. Керенского, А.И. Гучкова, П.Н. Милюкова на...». Обоснуйте выбор объектов оценки. Чья позиция с современной точки зрения вам кажется наиболее обоснованной? 2. Напишите учебно-исследовательскую работу (не более трех страниц) о современных теориях, поддерживающих или опровергающих версии о финансировании партии большевиков правительствами других государств. Выберите наиболее достоверную, с вашей точки зрения. Обоснуйте свой выбор. 3. Какие меры планировал осуществить В.И. Ленин после введения диктатуры пролетариата? Какие меры планировал осуществить А.Ф. Керенский после установления военной диктатуры? Сопоставьте планируемые в обоих случаях меры. Представьте информацию в виде таблицы по выбранным критериям сравнения. Какие можно сделать выводы? 4. Найдите примеры, иллюстрирующие возможные интересы союзников (стран Антанты) и противников (Германии) в совершении революции в России. Сделайте презентацию. 5. Письменно перечислите проблемы, которые привели к росту крестьянских волнений в 1917 г. Сравните их с причинами выступлений пролетариата. Что между причинами общего? В чем существует принципиальное отличие? 6. Проведите дебаты по теме «Проблема исторического выбора в России в 1917 г.». Работаем с источниками, выполняем задания1. Ответьте на вопрос автора предложенного отрывка. Форма ответа свободная (устно, письменно, тезисы, сочинение и т. д.).
2. Прочитайте документ. Согласны ли вы с позицией автора? Какие возможные альтернативы развития были у страны в этот период?
3. Напишите мини-сочинение. Передайте атмосферу тех дней и событий с помощью предложенного документа.
4. Насколько, на ваш взгляд, объективны были авторы документов в оценке политической ситуации рассматриваемого периода?
5. Л.Г. Корнилов и «корниловщина» — поворотные моменты переходного периода от февраля к октябрю 1917 г. Докажите или опровергните данную точку зрения. <<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|