Главная >> История России 6 класс. Данилов

Глава II. Русь Удельная в XII—XIII веках

§ 16. Культура русских земель в XII—XIII веках (окончание)

Но не только церковное зодчество процветало во Владимиро-Суздальской земле. В 1158 году князь Андрей заложил неподалёку от Владимира загородный замок-резиденцию. Вскоре в Боголюбове вырос удивительный архитектурный ансамбль: двухэтажный каменный дворец, храм, крытые, на высоких башнях переходы и две лестничные башни. Белокаменный, украшенный скульптурой замок был необычайно красив.

Дмитриевский собор во Владимире

В конце XII века при Всеволоде Большое Гнездо недалеко от Успенского собора построили одноглавый Дмитриевский собор. Стены собора украсили каменной резьбой. Более 500 фигурок людей, птиц, зверей, фантастических существ, невиданных растений, а также орнамент вырезали на камне талантливые русские мастера. А так как скульптура не получила большого распространения в древнерусском искусстве (очень уж она напоминала языческих идолов), то рельефы Дмитриевского храма были уникальны, неповторимы. Внутри стены храма были расписаны фресками.

Живопись

Влияние местных особенностей проявилось и в живописи. Она, как и прежде, носила в основном религиозный характер. Но в церковном искусстве всё чаще стали присутствовать бытовые сюжеты. Русские художники, пренебрегая канонами, вносили в произведения авторскую манеру письма. И сквозь строгую византийскую академичность проглядывали живые черты народного искусства. Это было особенно заметно в новгородской живописи, в которой преобладали яркие краски — красная, зелёная, синяя. В лицах святых было меньше строгости и аскетизма, они приобретали характерные славянские черты.

Фрески Владимиро-Суздальской земли тоже были яркими и красочными. На них нередко изображались реальные события и человеческие образы. А на иконах святые иногда очень походили на князей-заказчиков. Так, на иконе Дмитрия Солунского, покровителя Всеволода Большое Гнездо (подобно другим князьям, Всеволод, помимо своего языческого имени, носил христианское — Дмитрий), по-видимому, изображён сам князь.

Влияние ордынского владычества на русскую культуру

Взлёт русской культуры был прерван нашествием Батыя и установившимся затем ордынским владычеством.

Дмитрий Солунский. Икона XII века

В развалинах лежали церкви и монастыри. Погибли иконы, церковная утварь. Лучшие мастера были истреблены или уведены в рабство. Многие виды ремесла были забыты. Надолго прекратилось каменное строительство, уникальное искусство резьбы по белому камню было утрачено, приостановилось развитие фресковой живописи. Во время нашествия погибло огромное количество книг, исчезли библиотеки и школы. Почти полностью прервалось летописание.

Восстанавливать утраченные ценности было очень трудно: повсюду сказывался недостаток не только средств, но и, самое главное, подготовленных людей. Ведь секреты мастерства передавались от отца к сыну, от мастера к ученику, и смерть мастера нередко приводила к утрате целых направлений в искусстве и ремесле. Зато руками подневольных русских умельцев строились и украшались возникающие в Золотой Орде города: кочевники не имели собственных традиций градостроения.

Монгольское владычество надолго прервало культурные связи Руси с Европой.

Итог
Таким образом, в период политической раздробленности русская культура переживала подъём.

Русский народ не утратил своего культурного единства. Местные различия лишь обогащали русскую культуру.

Именно в культуре ярче всего проявились идеи укрепления единства Русской земли.

Проверяем свои знания
1. Дайте общую характеристику состояния русской культуры в XII—XIII веках. Какие новые черты появились в ней? 2. Какими знаниями обладали русские люди в XII—XIII веках? 3. О чём рассказывали авторы литературных произведений? 4. Сравните архитектурные особенности Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества. Как повлиял политический строй этих земель на их культурные традиции? 5. В чём сказалось влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры?

Учимся быть историками
1. Можно ли считать литературные произведения историческим источником? С помощью документов на с. 145—146 обоснуйте свой ответ. 2. Используя документ на с. 145 учебника, ответьте на вопрос: почему Владимир Мономах придавал большое значение воспитанию детей? При дальнейшем изучении курса попробуйте проследить, следовали ли дети его наставлениям.

Документ

ИЗ «ПОУЧЕНИЯ ДЕТЯМ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев... На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от них ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьём: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.

ИЗРЕЧЕНИЯ ИЗ СБОРНИКА «ПЧЕЛА»

  • Не место может красить добродетель, но добродетель место.
  • Копающий яму под ближним своим упадёт в неё. Лучше малое имущество, добытое правдой, чем многое богатство — без правды.
  • Уменье коня узнаётся на войне, а верный друг — в беде.
  • Кто хочет другими управлять, пусть сначала научится владеть собой.
  • Принимающему большую власть подобает иметь большой ум.
  • Завидуй не тому, кто добился большой власти, а тому, кто хорошо, с похвалой покинул её.
  • Учи поступками, а не словами.
  • Как нельзя поймать упущенную птицу, так нельзя вернуть и слова, вылетевшего из уст.
  • Слушать следует дважды, а говорить — один раз.
  • Муж обличающий лучше льстящего.

ИЗ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

    В ту пору засевались и росли одни усобицы.
    В таких крамолах княжеских Коротали люди свой век.
    В ту пору на святой Руси Не покрикивали пахари.
    Только вороны, на трупах сидя, каркали,
    Да скликались галки на кормы лететь.
    Разлилась тоска тяжёлая
    По Руси, и горе лютое
    Затопило землю Русскую.
    А князья ковали сами на себя беду.
    А поганый ворог рыскал по святой Руси,
    Со двора по белке подать отбираючи.
    А князья позабыли брань на ворогов,
    А затем, что брату молвил брат:
    «То моё и вот это опять моё!»
    Повели князья про малость речь великую.
    А неверные со всех сторон с победами
    Приходили на землю Русскую.

1. На основе источников сделайте вывод о характере русской литературы XII—XIII веков. Какие сюжеты были ведущими в этот период? 2. Какие нравственные качества людей особенно ценились в это время? 3. Как вы думаете, можно ли применить эти нравственные оценки к современному человеку?

Запомните новые слова

АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ — единое по замыслу сооружение, состоящее из нескольких зданий.

АСКЕТИЗМ — крайняя степень воздержания, отречения от жизненных благ.

КАНОН — правило.

УНИКАЛЬНЫЙ — исключительный, единственный в своём роде.

<<< К началу параграфа                               Следующий параграф >>>

 

 

???????@Mail.ru