|
|
|
Глава III. Московская Русь в XIV—XVI веках
§ 21. Московское государство в конце XV — начале XVI векаВозвышение великокняжеской властиСоздание единого государства с центром в Москве означало, что теперь на Руси был один правитель — единственный великий князь, представитель московской династии Рюриковичей. Иван III всячески стремился подчеркнуть своё особое положение. В 1467 году умерла первая жена Ивана III — тверская княжна Мария. В 1472 году он женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Как мы знаем, Византийского государства уже не существовало. Поэтому, женившись на греческой царевне, московский князь становился как бы преемником византийской династии. Он сделал гербом своего государства двуглавого орла — символ Византийской империи.
Иван III принял новый титул — государь всея Руси. Он провозгласил себя самодержцем, подчёркивая тем самым, что он держит землю сам, т. е. не подчиняется никакой другой власти (имелась в виду прежде всего власть ордынских ханов). На торжественных приёмах Иван III стал появляться со скипетром и державой — символами верховного правления. Его голову венчала великокняжеская корона — шапка Мономаха, он окружал себя пышным двором. Появились придворные чины конюшего, постельничего. В придворных церемониях Ивана III на византийский манер начинают именовать титулом царя. Вводится ритуал целования государевой руки. Органы управления государствомС появлением единого государства в Москве формируются центральные органы власти. Во главе государства стоял великий князь, государь и самодержец всея Руси. Только он имел право издавать законы, вести переговоры с другими государствами, объявлять войну, заключать мир, чеканить монету. Он возглавлял наиболее значительные военные походы. Великий князь «держал совет» с Боярской думой, которая состояла из представителей старинных боярских родов. С включением новых земель в состав Московского государства в Боярскую думу стали входить и князья прежде независимых княжеств. Боярская дума состояла из представителей двух думных чинов: бояр и окольничих, которых назначал великий князь. Численный состав думы был небольшим: 10—12 бояр, 5—6 окольничих. Существовали два общегосударственных учреждения, которые исполняли великокняжеские распоряжения: дворец и казна. Дворец, возглавлявшийся дворецким, первоначально ведал землями великого князя — дворцовыми. Затем дворецкие стали рассматривать земельные споры, вершили суд. После присоединения новых земель к Московскому государству или ликвидации удельных княжеств для управления этими землями создавались местные дворцы: новгородский, тверской, нижегородский и т. д. Казну возглавлял казначей. Он контролировал взимание налогов и таможенных сборов (пошлин). В казне хранились государственная печать, государственный архив. Казна занималась и вопросами внешней политики. Вся территория страны делилась на уезды. Границы уездов совпадали с границами прежних удельных княжеств, а потому все они были разных размеров. Уезды делились на более мелкие единицы: волости и станы. В уезд великий князь присылал своих управителей — наместников, в станы и волости — волостелей. Они собирали налоги, следили за исполнением княжеских указов, чинили суд и расправу. Наместники и волостели не получали за свою работу жалованье. Они оставляли себе судебные пошлины и определённую часть налогов. Такой порядок содержания должностных лиц за счёт местного населения назывался кормлением. Внутри Московского государства продолжали существовать уделы, которые выделялись только братьям и сыновьям великого князя. Но права удельных князей были сильно урезаны, и они во всём подчинялись великому князю. Люди назначались на все должности в зависимости от знатности рода и от того, какие должности занимали их предки. Такой порядок назывался местничеством. Суть местничества заключалась в следующем: чем раньше правители тех или иных княжеств переходили на службу к московскому князю, тем более почётные должности они получали. Более того, данные места закреплялись за их прямыми потомками. Местничество препятствовало незнатным по происхождению, но одарённым людям в их продвижении по государственной службе. В 1497 году Иван III издал Судебник — первый свод законов единого государства. В нём были собраны все законы, существовавшие в Московском княжестве. Но теперь они становились обязательными на всей территории Русского государства. Кроме того, в Судебнике были закреплены важные изменения, которые произошли в распределении земельной собственности и во взаимоотношениях между землевладельцами и крестьянами.
Преобразования в войске. Изменения в порядке владения землёйСоздание единого государства сопровождалось увеличением численности войска. Обеспечить его боеспособность можно было только одним путём — предоставить воинам на время службы земельные владения. Когда в руки Ивана III попали обширные новгородские и тверские земли, то он стал переселять («испомешать») на них людей, которые находились у него на службе. Такие люди, испомещённые на новые земли, стали называться помещиками, а их владения — поместьями. В отличие от вотчины, поместье — это условное держание, т. е. земля давалась человеку под условие несения им службы московскому князю и не передавалась по наследству. Помещик не имел также права ни продать, ни подарить свою землю. Земельные владения были небольшими и не шли ни в какое сравнение с огромными боярскими вотчинами.
Вместо дружин была создана единая военная организация — московское войско, основу которого составляли помещики. По требованию великого князя они должны были являться на службу вооружёнными, на коне да ещё привести с собой определённое количество вооружённых людей из числа своих холопов или крестьян — «конно, людно и оружно». Появление поместного землевладения и его быстрый рост были связаны со стремлением московских князей увеличить слой людей, на которых они могли бы опираться. Благосостояние помещиков, размеры их владений целиком зависели от государя. Поэтому они были заинтересованы в укреплении его власти, в существовании единого государства. Значительную часть земельных владений в Московском государстве составляли боярские вотчины. Боярские роды владели своими землями не одну сотню лет. Их предки получили эти владения за службу от первых владимирских или московских князей. Сохранили свои земли и многие князья и бояре бывших самостоятельных княжеств. Вотчинники были менее зависимы от московского князя, чем помещики, и не всегда соглашались с его политикой. Происходил рост церковного землевладения. Монастыри, митрополит, епископы усиленно скупали земли вотчинников, получали их как плату за долги. Но чаще всего церковь получала земли в дар. Люди того времени считали, что, подарив имущество церкви, можно замолить тем самым грехи и избежать ада.
|
|
|