Главная >> История России 6 класс. Данилов

Глава III. Московская Русь в XIV—XVI веках

§ 22. Церковь и государство в конце XV — начале XVI века (окончание)

Нестяжатели и иосифляне

В конце XV века начались неурядицы внутри русского православного духовенства. В центре разногласий встал вопрос о церковных богатствах.

Группировку церковников, получившую название нестяжатели, возглавил старец одного из заволжских монастырей Нил Сорский. Нестяжатели настаивали на ликвидации монастырского землевладения, считая, что монахи должны вести аскетический образ жизни, ничего не иметь и питаться лишь плодами собственного труда. Они считали также, что церковь должна быть независима от гражданских властей. Некоторые нестяжатели выступали за сильную великокняжескую власть, справедливо полагая, что только такая власть в состоянии лишить монастыри их вотчин.

Другие церковные деятели, которые по имени своего главы — настоятеля Иосифо-Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого получили название иосифляне, защищали монастырские владения. Они считали, что церковь должна иметь большие материальные средства, для того чтобы успешно распространять свои идеи, заниматься благотворительностью и просвещением. Первоначально Иосиф Волоцкий был сторонником теории, по которой глава церкви приравнивался к солнцу, а царь — к луне. Лунный свет лишь отражение солнечного. Значит, власть царя только отражение власти патриарха.

Выпечка хлеба в монастыре. Миниатюра из русской рукописи

Вначале великокняжеская власть поддержала нестяжателей. Иван III на церковном соборе поставил вопрос о лишении монастырей некоторых земельных владений. Но позже иосифляне пересмотрели своё отношение к царской власти. Они утвердили первенство царской власти не только в управлении государством, но и в решении некоторых церковных вопросов, вменив в обязанности царя наказывать еретиков. Это понравилось крепнувшей самодержавной власти. Василий III поддержал иосифлян, что и предрешило их победу над нестяжателями.

Разработка теории «Москва — Третий Рим»

Первым восхвалителем нарождающегося самодержавия был митрополит Зосима, избранный на эту должность в 1490 году. В одном из церковных трудов он сравнивал Ивана III с римским императором Константином и обосновывал мысль о том, что Москва превратилась в новый Константинополь — «новый Иерусалим». Прославил Бог Константина, писал Зо- сима, а теперь «родственника его, в православии просиявшего, благоверного и христолюбивого великого князя Ивана Васильевича, государя и самодержца всея Руси, нового царя Константина новому граду Константинополю — Москве». Сочинение Зосимы вскоре было переработано в Троице-Сергиевом монастыре, где Москву сравнивали с «новым Римом».

Богоматерь Одигитрия. Икона XV века из Суздаля. Иоанн Богослов с Прохором на острове Патмос. Икона XVI века

Эта идея была положена в основу теории «Москва — Третий Рим». Наиболее полно она была сформулирована монахом одного из псковских монастырей Филофеем в посланиях Василию III.

Согласно взглядам Филофея, мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима «ветхого» во «второй Рим» — Константинополь, а оттуда в Москву. Византия изменила христианству, пойдя в 1439 году на унию (объединение) с католической церковью, что привело к завоеванию её турками. Москва же осталась верна православию и потому теперь является центром христианства, Третьим Римом. Филофей считал, что это накладывает особую моральную ответственность на московских государей. Они должны быть защитниками всех православных народов и обязаны сохранять чистоту веры, так как если Москва впадёт в ересь, то уж тогда наступит конец света, ибо «четвёртому Риму не бывать».

Итог
Таким образом, Русская православная церковь, избавившись от византийской зависимости, значительно повысила свой авторитет как духовного (центра Русского государства. Однако она постепенно начинает попадать в зависимость от великокняжеской власти.

Проверяем свои знания
1. Как изменилось положение Русской православной церкви? Какие последствия это имело? 2. Что было характерно для монастырской жизни? 3. Почему центром еретических движений был Новгород? 4. В чём суть ересей стригольников и жидов- ствующих? Почему столь сурово расправились с жидовствующими? 5. Какие проблемы были в центре церковных споров? 6. Что стало причиной появления теории «Москва — Третий Рим»? 7. Каковы были взаимоотношения между властью и церковью в конце XV — начале XVI века?

Учимся быть историками
1. Используя материалы Интернета, подготовьте слайд-экскурсию по одному из российских монастырей. 2. Исследуйте происхождение выражения «подвести под монастырь».

Документ

РУССКИЙ ИСТОРИК П. Н. МИЛЮКОВ ОБ ИЗБРАНИИ МИТРОПОЛИТА ИОНЫ

В это время из Константинополя стали приходить на Русь страшные вести. Началось с того, что один из митрополитов, присланных в Москву патриархом, объявил великому князю московскому, что должен ехать в Италию, к латинам, на духовный собор во Флоренцию. Византия сама воспитала нас в ненависти к западной церкви. По внушениям восточной церкви нельзя было даже есть и пить из одних сосудов с латинами. Естественно, что сборы митрополита (Исидора) в Италию показались москвичам «новы, чужды и неприятны». Несмотря на отговариванья великого князя, Исидор поехал. Из Флоренции он привёз с собой ещё более неожиданную новость: унию восточной и западной церкви. Это было уже слишком. Митрополит был низложен и осуждён собором русского духовенства; вместо него выбран собором же свой митрополит — из русских (Иона) — и заготовлена объяснительная грамота в Византию. В грамоте этой великий князь требовал разрешения впредь поставлять митрополита в России. Требование это мотивировалось дальностью пути, непроходимостью дорог в Византию, нашествием татар. Но между строк легко было прочесть, что главные причины просьбы — «разгласил» в самой восточной церкви. Русское правительство до такой степени было смущено принятием унии в Константинополе, что даже не решилось обратиться к патриарху; грамота была направлена к императору Константину Палеологу.

Но и такую грамоту не пришлось отправить. Пришла в Москву весть страшнее первой, «что попущением Божиим, грех ради наших, Богом хранимый Константино- град взяли безбожные турки, святые Божии церкви и монастыри разорили». Вывод был ясен. Теперь надо было «попечение иметь о своём православии...».

1. Назовите причину низложения митрополита, присланного Византией. 2. Чем Иван III мотивировал необходимость выбора митрополита из числа русских священнослужителей? 3. Каковы были истинные мотивы?

Запомните новые слова

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ — оказание материальной помощи бедным из милости.

ДЬЯКОН — низший чин православной церкви, помощник священника.

СТАРЕЦ — пожилой монах.

<<< К началу параграфа                               Следующий параграф >>>

 

 

???????@Mail.ru