|
|
|
Глава III. Московская Русь в XIV—XVI веках
§ 22. Церковь и государство в конце XV — начале XVI века (окончание)Нестяжатели и иосифлянеВ конце XV века начались неурядицы внутри русского православного духовенства. В центре разногласий встал вопрос о церковных богатствах. Группировку церковников, получившую название нестяжатели, возглавил старец одного из заволжских монастырей Нил Сорский. Нестяжатели настаивали на ликвидации монастырского землевладения, считая, что монахи должны вести аскетический образ жизни, ничего не иметь и питаться лишь плодами собственного труда. Они считали также, что церковь должна быть независима от гражданских властей. Некоторые нестяжатели выступали за сильную великокняжескую власть, справедливо полагая, что только такая власть в состоянии лишить монастыри их вотчин. Другие церковные деятели, которые по имени своего главы — настоятеля Иосифо-Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого получили название иосифляне, защищали монастырские владения. Они считали, что церковь должна иметь большие материальные средства, для того чтобы успешно распространять свои идеи, заниматься благотворительностью и просвещением. Первоначально Иосиф Волоцкий был сторонником теории, по которой глава церкви приравнивался к солнцу, а царь — к луне. Лунный свет лишь отражение солнечного. Значит, власть царя только отражение власти патриарха.
Вначале великокняжеская власть поддержала нестяжателей. Иван III на церковном соборе поставил вопрос о лишении монастырей некоторых земельных владений. Но позже иосифляне пересмотрели своё отношение к царской власти. Они утвердили первенство царской власти не только в управлении государством, но и в решении некоторых церковных вопросов, вменив в обязанности царя наказывать еретиков. Это понравилось крепнувшей самодержавной власти. Василий III поддержал иосифлян, что и предрешило их победу над нестяжателями. Разработка теории «Москва — Третий Рим»Первым восхвалителем нарождающегося самодержавия был митрополит Зосима, избранный на эту должность в 1490 году. В одном из церковных трудов он сравнивал Ивана III с римским императором Константином и обосновывал мысль о том, что Москва превратилась в новый Константинополь — «новый Иерусалим». Прославил Бог Константина, писал Зо- сима, а теперь «родственника его, в православии просиявшего, благоверного и христолюбивого великого князя Ивана Васильевича, государя и самодержца всея Руси, нового царя Константина новому граду Константинополю — Москве». Сочинение Зосимы вскоре было переработано в Троице-Сергиевом монастыре, где Москву сравнивали с «новым Римом».
Эта идея была положена в основу теории «Москва — Третий Рим». Наиболее полно она была сформулирована монахом одного из псковских монастырей Филофеем в посланиях Василию III. Согласно взглядам Филофея, мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима «ветхого» во «второй Рим» — Константинополь, а оттуда в Москву. Византия изменила христианству, пойдя в 1439 году на унию (объединение) с католической церковью, что привело к завоеванию её турками. Москва же осталась верна православию и потому теперь является центром христианства, Третьим Римом. Филофей считал, что это накладывает особую моральную ответственность на московских государей. Они должны быть защитниками всех православных народов и обязаны сохранять чистоту веры, так как если Москва впадёт в ересь, то уж тогда наступит конец света, ибо «четвёртому Риму не бывать».
Запомните новые словаБЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ — оказание материальной помощи бедным из милости. ДЬЯКОН — низший чин православной церкви, помощник священника. СТАРЕЦ — пожилой монах. <<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|