|
|
|
Глава I. Древняя Русь в VIII — первой половине XII века
§ 7. Культура Древней Руси (окончание)Зодчество и изобразительное искусствоИздавна на Руси было развито деревянное зодчество — искусство постройки различных зданий. Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости. Русское деревянное зодчество имело свои традиции. Для него была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву непременно украшала деревянные строения.
После принятия христианства византийские мастера стали строить на Руси каменные храмы. В 989 году князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы). На строительство и содержание храма он отдал десятую часть княжеских доходов — отсюда и его название. Это было мощное сооружение с несколькими куполами, воздвигнутое из тонкого кирпича с вкраплениями в него природного камня, богато украшенное резным мрамором.
Первые русские храмы, в том числе и Десятинная церковь, были выстроены в строгом соответствии с византийскими архитектурными традициями. Построенный же в Киеве при Ярославе Мудром Софийский собор сочетал в себе славянские и византийские традиции. Центральный купол окружали размещённые чуть ниже четыре средних купола, за которыми ещё ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в традиционную для русского зодчества многокупольную пирамиду. Внутреннее убранство Софийского собора отличалось изысканностью и богатством. Стены были покрыты фресками — картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке. Центральный купол переливался разноцветной мозаикой — картинами из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков. Фрески и мозаика отличались яркостью, искусным подбором тонов. На них, помимо церковных сюжетов, были изображены картины повседневной жизни людей — пляски ряженых, охота на медведя и т. д. Особый интерес представляют фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого. В XI—XII веках были построены большие каменные храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде и Новгороде. Самым замечательным является Софийский собор в Новгороде — единственное сооружение того времени, дошедшее до наших дней почти без изменений. Этот храм строже киевского, здесь всего лишь пять куполов, расположенных в четком симметричном порядке. Мощные стены сложены из известняка. Внутри храма нет ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески. София стала символом Великого Новгорода. После строительства Софийского собора новгородская архитектура начинает приобретать своё неповторимое лицо — скупость украшений, строгость и величественность форм.
Храм в Древней Руси был средоточием нескольких видов искусства. Иконы, фрески и мозаика, торжественное богослужение, церковное пение составляли в нём удивительное единство. Художественное ремеслоРусь славилась своими искусными ремесленниками. Воины многих стран высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные русскими мастерами-оружейниками, — копья, мечи, щиты, защитные рубахи из металлических колец — кольчуги. Высоким уровнем отличалось искусство русских ювелиров — мастеров по тонкой обработке драгоценных металлов и камней, делавших дорогие украшения, золотую и серебряную посуду. Для изготовления украшений — серёжек, браслетов, подвесок, колец, ожерелий — использовалась очень сложная техника. Например, зернь, когда на изделие напаивался узор, состоящий из множества мельчайших шариков-зёрнышек. Применяли также скань: орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой, которую также напаивали на металлическую поверхность. Скань сочеталась с эмалью: промежутки между перегородками заполняли разноцветной эмалью, получалась так называемая перегородчатая эмаль.
Запомните новые словаЖИТИЕ — биография человека, причисленного церковью к лику святых. МИНИАТЮРА — художественное произведение, обычно живописное, малых размеров. ПАТРИОТИЗМ — любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу. САМОБЫТНЫЙ — своеобразный, идущий своими путями, самостоятельный в своём развитии. <<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|