|
|
|
Глава II. Россия в XVII веке
§ 10. Образование и культура в России в XVII веке (окончание)АрхитектураКак и в других направлениях культуры, в архитектуре шел постепенный отход от строгих церковных канонов и традиций. Это проявилось, в частности, в стремлении к внешней нарядности, охарактеризованной современниками как «дивное узорочье». Одним из самых ярких памятников эпохи стал Теремной дворец Московского Кремля, созданный в 1635—1636 годах для Михаила Федоровича архитекторами Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шарутиным, Л. Ушаковым. Дворец был богато украшен многоцветными изразцами, резными белокаменными наличниками, золоченой кровлей, красочными узорами. Все это придавало ему сказочный вид. Другим выдающимся памятником архитектуры был загородный летний деревянный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой. Он отличался не только своими размерами (одних окон здесь было три тысячи), но и красотой убранства, вычурностью русского народного орнамента в оформлении окон, наличников, дверей, кровли.
Выдающиеся творения были созданы русскими мастерами в церковной архитектуре. «Дивной» назвал народ Успенскую церковь Алексеевского монастыря в Угличе. По заказу купцов Скрипиных в 1647—1650 годах был построен один из красивейших храмов Ярославля — церковь Ильи Пророка. Почти сорок лет (1656—1694) шло строительство монументального комплекса Новоиерусалимского монастыря, который должен был стать одной из загородных резиденций патриарха. В 70 — 80-х годах был построен ансамбль Ростовского кремля, в котором со временем были установлены самые красиво звучавшие на Руси колокола. Изменила свой облик архитектура многих монастырей: богатой, декоративной отделкой были украшены стены и башни Новодевичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева монастырей. Московский Кремль также пережил реконструкцию: в 1624 — 1625 годах на приземистой прежде Спасской башне Б. Огурцов надстроил еще один ярус и украсил его белокаменными узорами и статуями. Под руководством английского мастера X. Галовея были изготовлены большие часы, которые установили на башне. Вслед за Спасской башней архитектурные украшения были к концу века помещены и на других башнях Московского Кремля. Великолепие обновленной главной площади столицы отразилось в ее названии — она стала именоваться Красной (Красивой).
Новым явлением стало строительство купцами и дворянами богато украшенных каменных жилых домов. В конце XVII века в развитии русской архитектуры появился новый стиль, получивший название нарышкинского или московского барокко. Его отличительными чертами были многоярусность, устремленность ввысь, многоцветная богатая отделка зданий (в частности, декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской фасадов). Наиболее яркими примерами московского барокко стали колокольня Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях. Этот новый стиль как бы подвел черту под средневековым этапом развития русской архитектуры. ЖивописьЖивописные произведения в XVII веке, как и прежде, представлены в основном иконами. Новым было то, что усилилось стремление изображать не только религиозные сюжеты, но и повседневную жизнь людей.
Сложились художественные центры, наиболее известным из которых стала Оружейная палата в Москве. Выдающимся мастером живописи был Симон Ушаков (1626—1686). Центральное место в его творчестве занимало изображение человеческого лица. Наиболее известным его произведением, неоднократно повторенным автором, был «Спас Нерукотворный». Новым явлением в русской живописи в XVII веке стало возникновение и развитие портретной живописи. Если в первой половине XVII века портреты (парсуны) писались в старой иконописной манере (яичными красками на доске), то во второй половине века они создавались совсем в ином ключе — масляными красками на холсте. ТеатрНовым для русской культуры явлением стало открытие в 1672 году при дворе Алексея Михайловича первого в России театра. До этого театральное действо разыгрывалось лишь в ярмарочные дни скоморохами и лицедеями для толпы. Главным героем этих представлений был Петрушка, говоривший народным языком со всеми его грубостями и резкостями. Теперь царь поручил пастору лютеранской церкви Готфриду Грегори создать придворный театр для избранных по западному образцу. Пастор собрал труппу из 60 иностранцев (в основном немцев), в исполнении которых предпринял постановку пьес на библейские темы. Некоторые спектакли ставились на немецком языке. На представлениях обычно присутствовали царь, его ближайшее окружение, родственники. Однако этот первый театральный опыт в России не прижился, поскольку был далек от реальной жизни. Сразу после смерти царя в 1676 году театр был закрыт.
<<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|