|
|
|
Глава V. Россия в 1762—1801 годах
§ 24. Внутренняя политика Екатерины IIОсобенности внутренней политики ЕкатериныНа внутреннюю политику Екатерины II оказывали влияние многие обстоятельства. С одной стороны, к моменту воцарения Екатерины страна переживала упадок крестьянского хозяйства, отсутствовал рынок свободной рабочей силы для развития мануфактурного производства, ощущалась постоянная нехватка денежных средств. Это требовало расширения свободы предпринимательской деятельности, ослабления влияния государственного контроля за экономикой, вовлечения большего числа населения страны не только в свободную экономическую деятельность, но и в политическую жизнь. Такой подход был близок самой Екатерине, хорошо знакомой с трудами французских просветителей.
Но, с другой стороны, нарастание народного недовольства, вылившегося в крестьянскую войну в России, революционный взрыв во Франции, критика крепостнических порядков и пропаганда свободолюбивых идей русскими просветителями Н. И. Новиковым и Л. Н. Радищевым требовали постепенности и осторожности в проведении реформ, а порой вели к ужесточению внутренней политики. Кроме того, Екатерина была вынуждена считаться и с тем, что она пришла к власти, не имея законных прав на престол. Поэтому осторожность требовалась ей и для того, чтобы избежать нового дворцового переворота. Все это делало внутреннюю политику императрицы противоречивой. Одним ее направлением были мероприятия в духе «просвещенного абсолютизма», а другим — усиление репрессивных мер. Политика «просвещенного абсолютизма»Идеи «просвещенного абсолютизма» были разработаны в сочинениях выдающихся французских мыслителей Вольтера, Монтескье, Дидро, д’Аламбера, Руссо. Их основной идеей была критика уходящего феодального общества со всеми его пороками. Они отстаивали мысль о том, что каждый человек рождается свободным, и выступали за устранение средневековых форм эксплуатации и деспотических форм государственного управления. Они отстаивали теорию «общественного договора», согласно которой народ доверяет часть своих полномочий, принадлежащих ему по «естественному праву», правителям и таким образом в обществе обеспечивается разделение функций: одни занимаются производительным трудом, другие — обороной, третьи — управлением страной. Критике подвергалась и католическая церковь. Просветители предлагали лишить ее земельной собственности и права активно вмешиваться в политику. Екатерина II на основе этих идей в течение двух лет разрабатывала «Наказ», в котором изложила свое видение политики «просвещенного абсолютизма». Она отвергала идею «естественного права» и «общественного договора» и считала, что в России главным способом самоорганизации общества может быть только власть неограниченного монарха (но не такого, как это было прежде, а просвещенного, «философа на троне»), который разработает идеальную систему законов. Помощь в управлении государством «просвещенному монарху» должны были оказывать дворяне. Не критикуя места и роли православной церкви, императрица тем не менее (вслед за французскими просветителями) выступила с идеей секуляризации — передачи в государственное управление монастырских и церковных земель. В 1764 голу был издан указ о секуляризации церковных земель. Два миллиона бывших монастырских крестьян были переведены на положение государственных. Наряду с секуляризацией церковных земель основными мерами Екатерины II в русле политики «просвещенного абсолютизма» стали:
Уложенная комиссияЕдва ли не самым крупным мероприятием императрицы в духе политики «просвещенного абсолютизма» стал созыв комиссии для разработки нового свода законов, который должен был заменить Соборное уложение 1649 года. Такие попытки предпринимали и Петр I, и Елизавета. Но в отличие от них Екатерина решила привлечь к разработке этого документа не только правительственных чиновников, но и выборных депутатов от сословий. Согласно порядку выборов, депутаты избирались от государственных учреждений (по одному от каждого), от дворян (по одному от уезда), от купечества (по одному от каждого города), а также от государственных крестьян, ясачных людей, казаков и кочевых племен (по одному от провинции). От духовенства был лишь один представитель от Синода. Однако право выбора получили не все. Крепостные крестьяне (составлявшие тогда 53% всего крестьянства) избирательного права не имели (считалось, что их интересы будут представлены помещиками). Зато такое право впервые получили государственные крестьяне и представители нерусских народов Поволжья, Урала и Сибири. Каждый депутат имел наказ от своих избирателей.
В июле 1767 года для работы в Комиссии в Московском Кремле собралось 564 депутата, привезших 1465 наказов с мест. Дворяне составляли 40% от состава депутатов. В дворянских наказах императрицу просили упростить куплю-продажу имений, усилить меры по розыску беглых крестьян, создать на местах органы дворянского самоуправления. Купечество выступало за введение его монополии на торговлю в городах и лишение права торговать там дворян и крестьян. Оно ходатайствовало о распространении на купцов ряда дворянских привилегий: об освобождении от телесных наказаний, о владении крепостными крестьянами, покупке крестьян для работы на мануфактурах. Депутаты от государственных крестьян жаловались Екатерине на нехватку земли, притеснения со стороны помещиков и заводчиков, высокие налоги. Представители национальных меньшинств требовали уравнения их в правах с русскими. О тяжелой судьбе крепостного крестьянства говорил лишь один человек — представитель козловского дворянства Григорий Коробьин. Однако его эмоциональное выступление встретило враждебное отношение не только со стороны помещиков, но и купечества. Проработав полтора года и не приняв никаких решений, Комиссия была «временно» распущена в связи с начавшейся русско-турецкой войной. Больше она не созывалась. «Золотой век» российского дворянстваВозведенная на престол дворянской гвардией, Екатерина опиралась на это сословие в течение всего царствования. В его интересах она осуществила ряд важных мероприятий:
В апреле 1785 года был издан главный документ в пользу дворян — «Жалованная грамота дворянству». В нем были собраны воедино и подтверждены все привилегии, данные дворянству после смерти Петра I. Кроме этого, Екатерина разрешила дворянам создавать дворянские общества в губерниях и уездах. Один раз в три года собирались дворянские собрания, на которых избирались уездные и губернские предводители дворянства.
Они имели право обращаться к губернаторам и наместникам со своими нуждами и направлять ходатайства в высшие органы власти и императрице. Право участия в дворянских собраниях было предоставлено провинциальному дворянству с 25 лет. Изданная тогда же «Жалованная грамота городам» подтверждала ранее данные права и привилегии городского населения (главным образом высших его слоев).
|
|
|