|
|
|
Глава I. Россия в пeрвoй половине XIX в.
§ 13. Общественное движение в годы правления Николая I (окончание)Революционное движениеРеволюционное движение в России возникло в 40—50-е гг. XIX в. Оно зародилось не только в центре России, но и в ряде национальных районов. Здесь идеи революционного протеста соединились с требованиями национального освобождения. Одной из наиболее известных революционных организаций стало Ки- рилло-Мефодиевское общество на Украине (1846—1847). Его основателем был известный историк Н. И. Костомаров. Позже одним из руководителей организации стал выдающийся украинский поэт Т. Г. Шевченко. Общество выступало за отмену крепостного права и сословных привилегий. Главной своей целью участники общества считали создание федерации (равноправного объединения) славянских республик русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, сербов, хорватов, болгар. По вопросу о методах борьбы за осуществление своих идеалов члены общества разделились на два лагеря — сторонников умеренных мер (их возглавлял Костомаров) и приверженцев решительных действий (во главе с Шевченко). Шло оформление и идеологии русского революционного движения. Оно было связано в первую очередь с деятельностью А. И. Герцена и Н. П. Огарева.
Александр Иванович Герцен (1812—1870) был незаконнорожденным сыном московского богача И. А. Яковлева. Герцен считал себя духовным наследником декабристов. Вместе со своим другом Н. П. Огаревым в 1827 г. он дал клятву «отомстить за казненных». В 1829 г. Герцен поступил на физико-математический факультет Московского университета, где вокруг него и Огарева в начале 30-х гг. сложился кружок единомышленников, выступавших против феодально- крепостнических порядков. В 1834 г. Герцен был арестован и выслан в Пермь за публичное исполнение «пасквильных песен». В последующие годы он состоял на государственной службе и занимался научной и писательской деятельностью. В 1847 г. он выехал за границу и отказался вернуться в Россию. В 1852 г. Герцен поселился в Лондоне и в 1853 г. на деньги, полученные в наследство от отца, основал там Вольную русскую типографию, издававшую альманах «Полярная звезда», газету «Колокол», сборник «Голоса из России» и др. Они широко распространялись в России. В 50-е гг. Герцен разработал основные положения теории «общинного», или «русского», социализма. Согласно учению Герцена, социализм в России возникнет непременно и главной его «ячейкой» станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея равного права всех людей на землю, общинное самоуправление и природный коллективизм русского крестьянина должны были стать основой построения социалистического общества. Главными условиями для этого Герцен считал освобождение крестьян и ликвидацию самодержавного политического строя.
Другим крупным теоретиком революционного направления был Виссарион Григорьевич Белинский (1811 — 1848). На словесном отделении философского факультета Московского университета вокруг него сложился кружок «Литературное общество 11-го нумера». Белинский вскоре был исключен из университета. В 1833 г. он вошел в кружок Н. В. Станкевича, а с 1834 г. вел литературнокритический отдел в журналах «Телескоп» и «Молва». В 1834 г. в «Молве» была напечатана его статья «Литературные мечтания». В ней автор резко критиковал идеи С. С. Уварова. В начале 40-х гг. под влиянием Герцена Белинский стал приверженцем революционных социалистических преобразований в России. Его взгляды особенно отчетливо проявились в критических статьях, опубликованных в журнале «Современник», издававшемся Н. А. Некрасовым. В них Белинский выступал как один из признанных духовных вождей зарождавшегося революционного лагеря. Наиболее отчетливо идеи Белинского были изложены в его «Письме к Н. В. Гоголю» (1847). В этом письме резко критиковалось самодержавие и крепостничество. Белинский главные задачи общественного движения видел в «уничтожении крепостного права, отменении телесного наказания, введении, по возможности, строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть». Письмо Белинского к Гоголю в сотнях списков расходилось по России и стало основой для формирования мировоззрения значительной части образованной молодежи.
В 40-е гг. были созданы первые революционные организации социалистов. К их числу прежде всего относится общество, сложившееся в 1845 г. в Петербурге вокруг М. В. Буташевича-Петрашевского, чиновника Министерства иностранных дел. Еженедельно на «пятницы» Петра- шевского собирались литераторы, учителя, чиновники, разделявшие революционно-демократические идеи. Среди них были молодые писатели М. Е. Салтыков и Ф. М. Достоевский, поэты А. Н. Плещеев и А. Н. Майков, ученый- географ П. П. Семенов, пианист А. Г. Рубинштейн. Они обсуждали наболевшие вопросы жизни России, осуждали крепостное право и самодержавную власть. Петрашевцы изучали социалистические учения того времени и возможность их осуществления в России. Под влиянием событий революции 1848 г. в Европе среди членов кружка высказывались мысли о необходимости подготовки революции в России. В 1849 г. кружок был разгромлен, а 39 петрашевцев арестовано. 21 человек был приговорен к смертной казни, замененной каторгой и ссылкой. Многие революционеры 40—50-х гг. со временем пересмотрели свои взгляды на революцию и социализм. В социалистическом учении разочаровался, например, Ф. М. Достоевский. В целом революционное движение в России именно в 40—50-е гг. получило мощный толчок к развитию, вызванный не только внутренними причинами, но и революциями в Европе. Главными особенностями революционной идеологии этого периода стали: — утрата надежды на реформирование России «сверху» в результате сотрудничества верховной власти и общества; — обоснование правомерности и необходимости революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе; — выдвижение в качестве идейной основы будущей революции и устройства жизни страны после победы революции социалистических учений. Революционное движение 40—50-х гг. стало важной причиной, подталкивавшей власти к реформированию общества. П. Я. Чаадаев. Особое место в общественной мысли и общественном движении 30—50-х гг. занимал Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) — мыслитель и публицист. Участник Отечественной войны 1812 г. и Северного общества декабристов, он в 1823—1826 гг. жил за границей, где оформились его философско-исторические взгляды. В своих «Философических письмах» (1829—1831) Чаадаев говорил об «отлученности» России от всемирной истории («одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его»), о «духовном застое» в России и «национальном самодовольстве», которые препятствуют ее историческому развитию. За публикацию первого из своих писем в журнале «Телескоп» (1836) он был объявлен сумасшедшим, а сам журнал был закрыт. Отвечая на эти обвинения в «Апологии сумасшедшего» (1837), Чаадаев выразил веру в историческую будущность обновленной России, включенной в западный христианский мир.
Вопросы и задания 1. В каком направлении развивалось общественное движение после смерти Александра I? Какие причины обусловили такую его направленность? 2. Какие особенности общественного движения 30—50-х гг. вы считаете главными? Почему? 3. Что нового появилось в консервативном движении? 4. В чем состояли различия во взглядах западников и славянофилов? Что их объединяло? 5. Чем можно объяснить активизацию революционных настроений в российском обществе? 6. Каковы основные идеи социалистического учения А. И. Герцена? 7. В чем вы видите особенности положения П. Я. Чаадаева в общественном движении 30—50-х гг.?
Расширяем словарный запасАльманах — литературно-публицистический сборник. Социалистические учения — учения об устройстве общества, основанного на общественной собственности на основные средства производства (землю, предприятия и т. д.) при отсутствии эксплуатации человека человеком. <<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|