|
|
|
Глава I. Россия в пeрвoй половине XIX в.
§ 17. Художественная культура (окончание)ЖивописьВ этот период происходит отказ от классицизма со свойственными ему библейско-мифологическими сюжетами, преклонением перед классическим наследием Греции и Рима. Растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей. Крупнейшей фигурой классицизма в русской живописи стал Карл Павлович Брюллов. В одной из самых известных и масштабных своих работ — «Последний день Помпеи» (1830—1833) — он впервые в качестве героя представил народ, передав достоинство, героизм и величие простого человека в условиях природной катастрофы. «И был «Последний день Помпеи» для русской кисти первым днем», — писал поэт-современник. В этой работе Брюллова обозначилось стремление к реализму. Оно проявилось во всех его картинах — «Автопортрете», «Всаднице» и др. Яркими представителями романтизма в живописи стали замечательные портретисты Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин. Кипренский создал замечательные по своей выразительности портреты А. С. Пушкина и А. Н. Оленина (президента Академии художеств). В них он показал возвышенное начало, внутренний мир настроений и переживаний своих героев, известных всей России. Отличительной чертой творчества Тропинина был показ человека в окружающей его обстановке, за любимым делом. Таковы его жанровые портреты «Кружевница», «Гитарист», «Золотошвейка» и др. Тропинин знаменит также тем, что стал автором второго прижизненного портрета А. С. Пушкина. Одним из крупнейших мастеров русской живописи стал Александр Андреевич Иванов. Основным произведением его жизни стала картина «Явление Христа народу», над созданием которой художник трудился 20 лет (1837— 1858). Основная идея картины — уверенность в необходимости нравственного обновления людей. Каждый человек из множества изображенных на картине индивидуален и неповторим. Художнику удалось показать высокое предназначение просвещения, Слова, способного, указать народу путь к лучшему будущему. Основоположником критического реализма в русской живописи стал Павел Андреевич Федотов. В своих жанровых картинах он сумел выразить крупные социальные проблемы. Такими стали, например, его работы «Свежий кавалер» (1846) и «Сватовство майора» (1848), в которых мы видим драматизм ситуаций, критическую позицию автора по отношению к действительности. Рождение популярного в XIX в. бытового жанра связано с творчеством Алексея Гавриловича Венецианова. Его картины стали настоящим открытием в русской живописи. Они были посвящены повседневному труду и быту крестьян. В работах 20-х гг. «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Захарка», в портретной галерее крестьян он изображал их жизнь в поэтических красках, тонко чувствуя и передавая красоту родной природы. Это направление живописи принято называть «венециановской школой ». Центром художественной жизни России того времени стало открытое в 1832 г. в Москве Училище живописи, ваяния и зодчества. АрхитектураВ архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше, чем в других областях художественного творчества. Он господствовал практически до 40-х гг. Его вершиной в начале XIX в. являлся стиль ампир, выражавшийся в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима. Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнявшие архитектурное оформление зданий. В стиле ампир возводились дворцы и особняки знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, присутственных мест, театры и даже храмы. Начало XIX в. было временем быстрой застройки столиц — Петербурга и Москвы, а также центральной части крупных губернских городов. Особенностью строительства этого периода стало создание архитектурных ансамблей — ряда зданий и сооружений, объединенных в единое целое. В Петербурге именно тогда сформировались Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади, в Москве — Театральная. Губернские города перестраивались по специальным планам. Их центральную часть теперь составляли не только соборы, дворцы губернаторов и особняки знати, здания дворянских собраний, но и новые учреждения — музеи, школы, библиотеки, театры. Крупнейшими представителями русского ампира были Андреян Дмитриевич Захаров, создавший здание Адмиралтейства в Петербурге (1806—1823); Андрей Никифорович Воронихин, построивший Казанский собор (1801 — 1811), положивший начало ансамблю Невского проспекта; Карл Иванович Росси, создавший здание Русского музея с площадью Искусств, ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного штаба и аркой и т. д. Все эти архитекторы работали в основном в Петербурге.
В Москве в стиле ампир были выполнены работы Осипа Ивановича Бове: реконструированная после пожара 1812 г. Красная площадь, Театральная площадь с Большим театром, Триумфальные ворота и др. В этом же стиле творил и Демьян Иванович Жилярди. С началом упадка классицизма в 30-е гг. начинает распространяться «русско-византийский» стиль. Архитектором Константином Андреевичем Тоном в этом стиле были созданы храм Христа Спасителя (1837—1889), Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, Николаевский (ныне — Ленинградский) вокзал и др.
Вопросы и задания 1. Что было главной особенностью развития художественной культуры России в первой половине XIX в.? 2. Назовите примеры классицизма в русской архитектуре этого периода. Каковы были его основные черты? 3. Приведите примеры сентиментализма в отечественной литературе начала века. 4. Чем было вызвано, на ваш взгляд, появление и быстрое распространение в отечественной художественной культуре романтизма? Приведите примеры. 5. Покажите на конкретных примерах развитие реализма в художественной культуре России. 6. Чем можно объяснить тот факт, что русская литература этого периода приобрела преобладающее влияние в духовной жизни русского общества? 7. Какими принципиально новыми чертами была отмечена театральная жизнь? 8. Что принципиально нового произошло в развитии музыкального искусства? 9. Какой жанр живописи этого периода был наиболее любим в среде интеллигенции? 10. Кто из художников был основоположником критического реализма в русской живописи? 11. Каковы наиболее характерные черты стиля русского ампира? Приведите примеры этого стиля в русской архитектуре первой половины XIX в.
Расширяем словарный запасАмпир — разновидность классицизма в архитектуре, возникшая во Франции при императоре Наполеоне (ампир — в переводе: империя). Национальное самосознание — осознание представителями народа своего единства, права на независимость и свободу. Художественная культура — совокупность произведений, созданных мастерами художественного творчества: литераторами, музыкантами, художниками, архитекторами, скульпторами. Художественный стиль — совокупность признаков, характеризующих искусство определенного направления. <<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|