|
|
|
Глава II. Россия во второй половине XIX в.
§ 36. Просвещение и наука (окончание)Развитие географических знанийРусская географическая наука добилась значительных успехов благодаря экспедициям ряда выдающихся ученых. Обследования Камчатки, Чукотки и ряда островов в северной части Тихого океана были произведены академиком адмиралом Ф. П. Литке, крупные геологические и зоологические обследования Центральной Азии — Н. М. Пржевальским, И. В. Мушкетовым, Н. А. Северцовым, А. П. и О. А. Федченко. Николаем Михайловичем Пржевальским был открыт целый ряд неизвестных европейцам горных хребтов и крупных горных озер, впервые были даны описания некоторых животных (дикой лошади, дикого верблюда, тибетского медведя). В собранном им гербарии, который насчитывал до 16 тыс. экземпляров, ботаники обнаружили 218 новых видов и 7 родов. Николай Николаевич Миклухо-Маклай посвятил жизнь изучению народов Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана. Два с половиной года (1871 —1872, 1876—1877, 1883) он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи. Миклухо-Маклай завоевал любовь и доверие ее жителей. Он посетил юго-западный берег этого острова и дважды юго-восточное побережье, совершил два труднейших путешествия во внутренние районы Малакки, побывал на Филиппинах и в Индонезии, жил в Австралии, где основал биологическую станцию. В 1881 г. он разработал проект создания на Новой Гвинее независимого государства — Папуасского Союза, призванного противостоять колонизаторам. В 1886 г. Миклухо-Маклай безуспешно добивался от российского правительства разрешения организовать на Новой Гвинее «вольную русскую колонию», построенную на принципах общинно-артельного социализма. Развитие гуманитарных наукВ области гуманитарных наук следует выделить работы русских историков. Профессор, декан историко-филологического факультета, а затем ректор Московского университета Сергей Михайлович Соловьев создал 29-томную «Историю России с древнейших времен». Крупным научным и общественным явлением стали его «Публичные чтения о Петре Великом», приуроченные к 200-летию со дня рождения великого реформатора России. С. М. Соловьев принадлежал к так называемой государственной школе, которая считала государство движущей силой исторического развития. Он был также сторонником сравнительно-исторического метода исследования, указывая на общие черты развития России и Западной Европы. Ученик С. М. Соловьева Василий Осипович Ключевский в 1882 г. блестяще защитил в Московском университете докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси». Он был автором многих исторических исследований и «Курса русской истории», который читал в Московском университете. Большое значение ученый придавал изучению социально-экономических причин исторических событий и явлений. На лекции В. О. Ключевского собирались студенты не только историко-филологического факультета, но и естественных факультетов. Его лекции заканчивались под шквал студенческих аплодисментов. Важным событием в научной и педагогической жизни страны стало открытие в Москве в 1883 г. Исторического музея.
Вопросы и задания 1. Определите, что было характерно для развития просвещения в России. 2. Какими причинами был обусловлен рывок в развитии отечественной науки? 3. Расскажите о крупных научных открытиях отечественных ученых, нашедших широкое применение в жизни. 4. Подготовьте рассказ о великих ученых второй половины XIX в., родившихся или связанных своей деятельностью с вашим краем.
Расширяем словарный запасГуманитарные науки — науки, имеющие отношение к изучению человеческого общества (история, филология, экономические науки и т. д.). Естественные науки — науки, изучающие природу. Рецидив — повторное проявление чего-либо. <<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|