§ 39. Быт: новые черты в жизни города и деревни (окончание)
Изменения в деревенской жизни
Несмотря на огромные перемены, произошедшие в русской деревне, быт крестьян менялся крайне медленно. Жили они в деревянных избах, крытых соломой, носили привычную одежду: поддевки, чуйки, армяки, длиннополые сюртуки, полушубки и тулупы. По-прежнему самой ходовой обувью были лапти, а у более зажиточных крестьян — сапоги.
Тем не менее усиливающиеся контакты с городом и наличие денег постепенно меняли деревенскую жизнь. Ушла в прошлое курная изба. Керосиновое освещение и свечи вытеснили лучину. В повседневный сельский быт все больше внедрялись промышленные товары. Крестьяне стали пользоваться глиняной посудой вместо деревянной, покупали ситец и шелк на рубахи и платья, пили чай с сахаром, стали есть больше мяса. Их дома стали выглядеть опрятней, по своему внешнему виду напоминая дома на городских окраинах. В зажиточных семьях появляются часы, книги, гармонь. Все большее значение стала приобретать мода. По праздникам парни надевали алые атласные рубахи и пиджаки, модные пальто; меняли лапти и валенки на сапоги и галоши. Женщины вместо сарафанов и домотканых рубах одевались в шерстяные или шелковые платья. Под влиянием городской моды в деревне в конце XIX столетия широко распространяется костюм «парочка» в виде юбки и кофты, сшитых из одной ткани.
И хотя земледельческий труд занимал у крестьян слишком много времени, молодежь собиралась летними вечерами за околицей, а зимой в избе у какой-нибудь молодой вдовы. Пели песни, задорные частушки, водили хороводы, на Рождество и Крещение девушки гадали, на Рождество устраивали колядки. Осенью игрались веселые свадьбы.
Под влиянием перемен в экономике и общественном устройстве в пореформенной России произошли значительные изменения в образе жизни населения. Активно шла урбанизация, внедрение в жизнь различных технических достижений. В быту — в одежде, домашнем хозяйстве — переплетались вековые традиции и новшества индустриального общества.
Вопросы и задания
1. Какие изменения произошли в русских городах во второй половине XIX в.? С чем были связаны эти изменения? 2. Что нового появилось в жизни и быте горожан? 3. Какие старинные черты жизни и быта сохранились? 4. Составьте рассказ или напишите сочинение на тему «Городские контрасты второй половины XIX в.». 5. Какие изменения происходят в жизни и быте крестьян? 6. Почему крестьянская жизнь менялась несравненно медленнее, нежели городская?
Документы
Из воспоминаний историка М. М. Богословского «Москва в 1870—1890-х годах»
Первые общественные экипажи в Москве — вагоны так называемой конно-железной дороги — появились в середине 70-х годов... Вагон конки с открытым «империалом», т. е. местами на крыше, куда вели с парадной и задней площадок узенькие винтообразные лестницы и куда допускались только мужчины, тянули по рельсам парой весьма плохоньких тощих лошадей в шорах, которыми управлял, помахивая кнутом, стоящий на передней площадке кучер, дергавший при посредстве шнура привешенный к крыше колокольчик. При подъеме в гору к паре лошадей, везущих вагон, прицеплялась цугом пара лошадей с мальчишкою-форейтором, одетым в форменное коричневое с светлыми пуговицами пальто, а летом в темную блузу. В особенно трудных и крутых местах прицеплялись две пары таких тощих лошадей, их долго и усердно нахлестывали и кучер и форейторы, и только после такого воздействия, сопровождаемого громкими побудительными криками и звонками, вагон благополучно поднимался в гору...
Конка была средством сообщения... демократическим. В ней ездил преимущественно мелкий московский обыватель. Люди с положением, тем более московская аристократия, на конках не ездили. Правда и то, что этот способ передвижения был очень медленным. Первоначально проложена была почему-то только одна колея рельсов с разъездами, на которых встречались и разъезжались вагоны, идущие в противоположных направлениях. Иногда вагону приходилось очень долго стоять на разъезде в ожидании встречного. Вот почему конка, когда надо было спешить, была средством передвижения непригодным. Учителя средних московских учебных заведений ездили на уроки всегда на извозчиках.
Сватовство (из мемуаров поэта И. А. Белоусова)
Общественная жизнь среди купечества была мало развита. Купцы, кроме своих лавок и амбаров, трактиров и ресторанов да перегащивания друг у друга, почти не появлялись в общественных местах, а потому купеческие сынки и дочки, нравственность которых строго охранялась стариками, не могли встречаться и знакомиться друг с другом в общественных местах, поэтому-то в Москве и существовал чуть не целый класс людей, специально занимающихся сватовством.
Свахи, реже сваты, только тем и жили, что ходили по домам, где были женихи и невесты; они узнавали всю подноготную и сватали молодых людей друг у друга...
Деловой разговор они вели только с отцами и матерями женихов и невест, которых родители часто не спрашивали, хотят они жениться и выходить замуж, — главное заключалось в равенстве положения и в приданом.
Если та и другая сторона находили партию подходящей, то сватовство сразу же принимало деловой характер и сваха приносила в дом жениха роспись приданого за невестой. Каждая роспись, по традиции, начиналась такими словами: «Роспись приданого. В первую очередь — Божье благословение: иконостас с тремя иконами в серебряных вызолоченных ризах и к ним серебряная лампада...»
Дальше шло описание золотых, серебряных, бриллиантовых и жемчужных вещей, зимних шуб, причем подробно описывалось, на каком меху, с каким воротником и чем покрыта каждая шуба, сколько бархатных, шелковых, шерстяных и ситцевых платьев, какая мебель, сундуки; подробно описывалось белье, число дюжин простынь, наволочек, одеял, сорочек, вплоть до носовых платков.
Роспись рассматривалась, обсуждалась, происходила буквально торговля: покупатель выторговывал, а продавец твердо держал свою цену.
Наконец дело с приданым слаживалось, и сватовство шло дальше — назначались смотрины, где жених знакомился с невестой...
Вопросы к документам
1. О каких изменениях в городской жизни свидетельствует первый документ? 2. Какие слои городского населения пользовались конкой? Какие не пользовались и почему? 3. О каких чертах купеческой жизни вы узнали из второго документа? 4. Как вы думаете, какие слои населения придерживались подобных традиций?
Расширяем словарный запас
Армяк — кафтан из толстого сукна.
Коммунальное хозяйство — совокупность предприятий по обслуживанию населения городов.
Поддевка — длинная мужская верхняя одежда с мелкими сборками на талии.
Сюртук — верхняя мужская одежда, тип пиджака с длинными полами.
Урбанизация — рост городов и усиление их роли в жизни общества.
Фрак — род сюртука с вырезанными спереди полами и с длинными узкими фалдами сзади.
Чуйка — долгополая мужская одежда, первоначально свободного покроя, позднее сходная с кафтаном.