Главная >> История России. XX - начало XXI века. 9 класс. Данилов

Глава II. Великая российская революция. 1917—1921 гг.

§ 10. Свержение монархи (окончание)

Двоевластие

В России сложилась своеобразная политическая ситуация. Одновременно существовали два органа власти — Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов. Эту ситуацию называют двоевластием.

1 марта 1917 г. Петроградский Совет издал приказ № 1 по гарнизону Петроградского военного округа. Создавались выборные солдатские комитеты. Оружие передавалось в их распоряжение. Все воинские подразделения были обязаны подчиняться политическим требованиям Совета. Приказ уравнивал в правах солдат и офицеров и отменял традиционные формы армейской дисциплины (вставание во фронт, обязательное отдание чести вне службы, обращение офицеров к солдатам на «ты»).

3 марта 1917 г. была опубликована согласованная с Петроградским Советом декларация Временного правительства.

Документ
ИЗ ДЕКЛАРАЦИИ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

1) Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе: террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т. д.

2) Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих...

3) Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.

4) Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны...

6) Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.

Какие изменения внесла декларация в политический строй России? Какие задачи стояли перед Учредительным собранием? Охарактеризуйте принципы избирательного права, названные в декларации.

6 марта правительство в обращении к гражданам России подчеркнуло: страна будет вести войну до победного конца и выполнять все взятые ею международные обязательства. Курс на продолжение войны определял и социально-экономическую политику правительства. Оно считало возможными лишь такие меры, которые не снижали бы обороноспособности страны. Именно поэтому был отклонён проект закона о введении 8-часового рабочего дня. Петроградскому Совету пришлось подписывать собственное соглашение с Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков о введении на предприятиях города 8-часового рабочего дня.

Раздача первых революционных газет в Москве. Весна 1917 г.

По этой же причине Временное правительство до созыва Учредительного собрания отложило решение вопросов о земле, о национально-государственном устройстве страны. Советы эти решения поддержали. Широкомасштабный раздел земли, полагали они, приведёт к дезорганизации фронта: крестьяне, одетые в солдатские шинели, не смирятся с тем, что он пройдёт без их участия.

Для борьбы с продовольственным кризисом в марте 1917 г. было издано постановление о государственной торговой монополии на хлеб. В апреле правительство узаконило возникшие на предприятиях фабрично-заводские комитеты, осуществлявшие рабочий контроль над производством.

Национальный вопрос после Февраля

После Февральской революции активизировали свою деятельность национальные движения, обретала политический вес национальная элита. В условиях свободы она стремилась к политической самостоятельности. Временное правительство выступало за сохранение единства Российского государства на основе предоставления всем жителям страны равных гражданских прав и свобод.

В марте правительство выпустило обращение «К полякам», в котором обещало в будущем предоставить Польше независимость. Была восстановлена автономия Финляндии, но правительство резко осудило усилившееся стремление ряда окраин к полной независимости. Когда в июле 1917 г. парламент Финляндии принял «Закон о власти», провозгласивший переход законодательной и исполнительной власти на территории Финляндии к сейму, по приказу Временного правительства мятежный сейм был окружён войсками и распущен. В Киеве на заседании представителей ряда социалистических партий 4 марта 1917 г. было принято решение образовать собственный орган власти — Центральную раду, которая в июне 1917 г. провозгласила автономию Украины. В Минске на съезде буржуазных и национальных партий и организаций в июле была образована Белорусская рада. Её руководители стали добиваться предоставления Белоруссии автономии в рамках Российской республики.

Экономический и социально-политический кризис, вызванный войной, привёл Россию к революции. Монархия пала. У власти оказались либералы и умеренные социалисты, которые провозгласили своими главными целями демократизацию страны и доведение войны до победного конца. Решение национального и основных социально-экономических вопросов было отложено до созыва Учредительного собрания.

Историческая дата

2 марта 1917 г. — отречение Николая II от престола; установление двоевластия.

Запоминаем новые слова

Регентство — временное правление одного или нескольких лиц в случае несовершеннолетия, болезни монарха или в силу других причин.

Учредительное собрание — парламентское учреждение, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти.

Проверяем свои знания

1. Каковы причины Февральской революции? 2. Почему монархический строй в России пал столь быстро? 3. Какую роль в февральских событиях 1917 г. сыграла армия? Каковы причины появления приказа № 1? 4. В чём сущность двоевластия? Какие органы власти появились в стране? 5. Какие политические и социально-экономические мероприятия были проведены Временным правительством? 6. Какое влияние на деятельность Временного правительства имели Советы?

Учимся быть историками

1. В паре с одноклассником составьте диалог между двумя женщинами — участницами демонстрации в Петрограде 23 февраля (8 марта) 1917 г. 2. Используя дополнительную литературу и Интернет, подготовьте сообщение об одном из упомянутых в параграфе политических деятелей, уделив главное внимание его участию в событиях, связанных с Февральской революцией. 3. Подберите высказывания современников (как известных исторических деятелей, так и простых людей) об их отношении к отречению императора Николая II от престола. Сделайте выводы на основе этих высказываний. 4. В воспоминаниях В. В. Шульгина рассказывается о том, как в дни начавшейся революции родилась («не у одного меня», пишет Шульгин) мысль: «Быть может, пожертвовав монархом, удастся спасти монархию». Предположите, в каких кругах могла возникнуть эта идея. Объясните её смысл. Удалось ли её реализовать? Почему? 5. В мае 1917 г. лидер эсеров, министр сельского хозяйства В. М. Чернов заявил: «Наш лозунг — земля из рук Учредительного собрания». Отвечал ли этот лозунг настроениям крестьян?

<<< К началу параграфа                               Следующий параграф >>>

 

 

???????@Mail.ru