Главная >> История России. XX - начало XXI века. 9 класс. Данилов

Глава II. Великая российская революция. 1917—1921 гг.

§ 15. На фронтах Гражданской войны (окончание)

Война России с Польшей

Разгром Врангеля. Главным событием 1920 г. стала война советских республик с Польшей. В апреле 1920 г. глава Польши Ю. Пилсудский отдал приказ о наступлении на Киев. Официально было объявлено, что речь идёт об оказании помощи украинскому народу в ликвидации незаконной советской власти и восстановлении независимости Украины. В ночь на 7 мая Киев был взят. Однако вмешательство поляков население Украины восприняло как оккупацию. Большевики перед лицом внешней опасности сумели сплотить различные слои общества.

Документ
ИЗ ВОЗЗВАНИЯ «КО ВСЕМ БЫВШИМ ОФИЦЕРАМ» ГЕНЕРАЛА А. А. БРУСИЛОВА

Обращаюсь... с настоятельной просьбой забыть все обиды... и добровольно идти... в Красную Армию... и служить там не за страх, а за совесть, дабы своей честной службой, не жалея жизни, отстоять во что бы то ни стало дорогую нам Россию.

Какими чувствами, по вашему мнению, руководствовался А. А. Брусилов, публикуя в газете «Правда» это письмо?

Против Польши были брошены практически все силы Красной Армии, объединившиеся в составе Западного и Юго-Западного фронтов. Ими командовали бывшие офицеры царской армии М. Н. Тухачевский и А. И. Егоров. 12 июня был освобождён Киев. Наступление развивалось стремительно. У части большевистских лидеров зародилась надежда на успех революции в Западной Европе.

М. Н. Тухачевский

В приказе по Западному фронту Тухачевский писал: «Через труп белой Польши лежит путь к мировому пожару. На штыках принесём счастье и мир трудящемуся человечеству. Вперёд на Запад!» Однако вступившая на польскую территорию Красная Армия встретила яростный отпор противника, который получил большую помощь со стороны Антанты. Из-за несогласованности действий соединений РККА фронт Тухачевского был разгромлен. Неудача постигла и Юго-Западный фронт. 12 октября 1920 г. в Риге были заключены предварительные условия, а 18 марта 1921 г. там же подписан мирный договор с Польшей. По нему к ней переходили территории Западной Украины и Западной Белоруссии.

Закончив войну с Польшей, советское командование сосредоточило всю мощь Красной Армии для борьбы с последним крупным белогвардейским очагом — армией генерала Врангеля. Войска Южного фронта под командованием М. В. Фрунзе в начале ноября 1920 г. штурмом овладели неприступными, как считалось, позициями на Перекопе и Чон- гаре, форсировали залив Сиваш. Последняя схватка красных и белых была особенно яростной и жестокой. Остатки некогда грозной Добровольческой армии устремились к сосредоточенным в крымских портах кораблям. Почти 100 тыс. человек были вынуждены покинуть родину.

Вооружённое противостояние между белыми и красными закончилось победой красных.

Историческая дата

16 на 17 июля 1918 г. — расстрел бывшей царской семьи в Екатеринбурге.

Запоминаем новые слова

«Демократическая контрреволюция» — лозунг, выдвинутый эсерами после прихода к власти большевиков, означавший возвращение к демократическим завоеваниям Февральской революции.

Интервенция — насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела других стран и народов; может быть военной (агрессия), экономической, дипломатической, идеологической.

Концентрационный лагерь — место изоляции военнопленных, заключённых.

Террор — устрашение с использованием крайне жестоких методов, вплоть до физического уничтожения противника.

Проверяем свои знания

1. Какую программу выдвинули эсеро-меньшевистские правительства Поволжья и Сибири? Почему они не смогли удержать власть? 2. Как развивались события на Восточном фронте в 1918—1919 гг.? Почему Красной Армии удалось одержать победу над Колчаком? 3. Как развивались события на Южном фронте в 1918—1919 гг.? 4. Каковы цели и особенности вмешательства иностранных государств во внутренние дела России? 5. В чём состояли особенности советско-польской войны? Каковы её итоги?

Учимся быть историками

1. Один из современников писал о проблемах Красной Армии: «Как трудна задача комиссаров: они должны были поддерживать авторитет тех, которым не доверяли, к которым относились с подозрением, над которыми были поставлены для явного и тайного контроля». О поддержке чьего авторитета идёт речь? Перед кем комиссары должны были поддерживать авторитет этих людей? Почему эта задача была сложна для комиссаров? Почему было важно поддерживать этот авторитет? Справились ли комиссары со своей задачей? 2. В параграфе приведён отрывок из постановления СНК о красном терроре. Прочитайте фрагменты из приказа белого генерала С. Н. Розанова: «При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдёт, а достоверные сведения о наличности таковых имеются, — расстреливать десятого... Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно... Среди населения брать заложников, в случае действия односельчан, направленного против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно». Обсудите в классе утверждение современного историка: «Безнравственна сама постановка вопроса о том, какой террор лучше». 3. Найдите на цветной вклейке учебника два плаката (красных и белых) с одинаковым сюжетом. Какой из этих двух плакатов вы считаете более действенным? Аргументируйте своё мнение. 4. Используя дополнительную литературу и Интернет, найдите материалы о планах стран Антанты по отношению к России во время Гражданской войны. Реальной ли в тот период была угроза потери нашей страной независимости? Как на этот вопрос отвечают разные современные историки и публицисты? 5. Соберите материалы об участии в Гражданской войне детей и подростков. Подготовьте сообщение по данной теме.

<<< К началу параграфа                               Следующий параграф >>>

 

 

???????@Mail.ru