Главная >> История России. XX - начало XXI века. 9 класс. Данилов

Глава III. СССР на путях строительства нового общества

§ 22. Духовная жизнь в 20-е гг. XX в. (окончание)

Большевики и церковь

Большевики ставили перед собой цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Борьба с религией была обусловлена не только их атеистическими воззрениями, но и стремлением устранить опасного конкурента в духовной жизни страны.

Первым актом борьбы стал декрет 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. Он послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и её служителям. Повсеместно стали закрываться храмы и монастыри. Их имущество и предметы культа конфисковывались «для революционных нужд». Священнослужителей арестовывали, отправляли на принудительные работы. Они были лишены избирательных прав, облагались самыми высокими налогами, их дети лишались возможности получить специальное или высшее образование.

Главой Русской православной церкви после восстановления патриаршества в 1917 г. стал митрополит Московский Тихон. В январе 1918 г. он предал большевиков анафеме.

Документ
ИЗ ПЕРВОГО ПОСЛАНИЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА. 19 ЯНВАРЯ 1918 г.

Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в русской земле... всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани... Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское... Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение...

Охарактеризуйте отношение главы Русской православной церкви к советской власти.

Когда в 1921 г. в Поволжье разразился голод, патриарх обратился к главам христианских церквей с призывом помочь голодающим. Созданный им церковный комитет помощи голодающим поднял всю верующую Россию.

В ответ в феврале 1922 г. Совнарком принял декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Исполнение декрета вылилось в некоторых местах в грабёж церковного имущества. В течение трёх месяцев произошло более тысячи столкновений верующих с отрядами, проводящими реквизиции. Ленин использовал эти события для решающего удара по церкви.

Документ
ИЗ ЗАПИСКИ В. И. ЛЕНИНА. 19 МАРТА 1922 г.

Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо, во всяком случае, будет не в состоянии поддержать сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного сопротивления советскому декрету.

Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом... Без этого никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности... совершенно немыслимы...Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать.

С какими целями (их несколько) предлагал Ленин провести изъятие церковных ценностей?

В апреле—мае 1922 г. в Москве и в июле в Петрограде были организованы судебные процессы, ряд крупных церковных иерархов приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был взят под домашний арест, а затем переведён в тюрьму.

Усилилась антирелигиозная пропаганда, был создан Союз воинствующих безбожников, стал выпускаться массовый журнал «Безбожник». После смерти патриарха Тихона в 1925 г. власти не допустили выборов нового патриарха. Принявший патриаршие обязанности митрополит Пётр был выслан на Соловки.

Начало «нового искусства»

Набирали силу новые тенденции и явления в области художественной культуры. Всё громче заявлял о себе Пролеткульт — литературно-художественная и культурно-просветительская организация. Проповедуя идею «чистой пролетарской культуры», её руководители призывали выбросить «на свалку истории» культурные достижения и традиции прошлого. Они создавали художественные студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству пролетариев. В 1925 г. оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Она требовала оценивать литературные произведения с точки зрения не их художественных достоинств, а социального происхождения авторов. Всё вышедшее из- под пера писателей не рабоче-крестьянского происхождения объявлялось идейно вредным.

В литературу вошли писатели нового поколения, участники революции и Гражданской войны. Они не только воспевали революционную романтику, но и исследовали жизненные проблемы, психологические конфликты. Таковы произведения И. Э. Бабеля («Конармия»), Вс. В. Иванова («Бронепоезд 14-69»), А. С. Серафимовича («Железный поток»), К. А. Тренёва («Любовь Яровая»), М. А. Шолохова («Донские рассказы»), Д. А. Фурманова («Чапаев»), А. Весёлого («Россия, кровью умытая»).

Во всю мощь раскрылся талант великого русского поэта С. А. Есенина. Его творческая и личная судьба отразила противоречия революционной эпохи: «Остался в прошлом я одной ногою, скольжу и падаю другою».

Востребованным жанром в годы нэпа стала сатира. Она обнажала противоречия времени, которое меняло, часто не в лучшую сторону, характеры людей и их души. Этот жанр был представлен рассказами М. М. Зощенко, романом И. А. Ильфа и Е. П. Петрова «Двенадцать стульев», сатирическими пьесами В. В. Маяковского «Клоп», «Баня».

Большевикам нужны были новые художественные формы воздействия на чувства, агитации за коммунистическое будущее. Расцвело искусство плаката, появлялись талантливые мастера этого жанра — В. Н. Дени («Банда»), Д. С. Моор («Ты записался добровольцем?», «Помогите!»). Особое место занимала новая форма агитационного искусства — «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Острые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Большую роль в создании «Окон РОСТА» сыграл В. В. Маяковский.

Возникают самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Ведущее место занимала группа АХРР (Ассоциация художников революционной России): долгом каждого мастера, считали её члены, является «художественнодокументальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». Эта идея нашла своё воплощение в работах И. И. Бродского, А. М. Герасимова, М. Б. Грекова. Произведения, овеянные революционной романтикой, создал в 20-е гг. скульптор И. Д. Шадр. Классической стала его работа «Булыжник — орудие пролетариата. 1905 год».

Архитекторы создавали гигантские планы строительства городов будущего, в основе которых лежали идеи конструктивизма. В 1919 г. В. Е. Татлин спроектировал «Башню III Интернационала», заложившую основы современного индустриального дизайна.

В историю мирового кино вошли фильмы С. М. Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин», «Октябрь», с которых началось освоение революционной темы в этом виде искусства.

Духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличалась относительной свободой, но по мере укрепления позиций Сталина началось партийное наступление на культуру.

Историческая дата

1922 г. — высылка из России 160 деятелей культуры.

Запоминаем новые слова

Анафема — церковное проклятие, отлучение от церкви.

Атеизм — отрицание религии.

Конструктивизм — направление в искусстве, выдвинувшее задачу формирования (конструирования) особой среды, окружающей человека.

Проверяем свои знания

1. Какое значение придавала советская власть ликвидации неграмотности? 2. Какие отрицательные и положительные стороны имела новая советская школа? 3. Почему значительная часть российской интеллигенции не приняла большевистский режим? Каковы мотивы тех, кто признал советскую власть? 4. Какую роль сыграл сборник «Смена вех»? 5. Каковы причины гонений, направленных против православной церкви и её служителей? 6. Каковы основные черты «нового советского искусства»?

Учимся быть историками

1. Подготовьте сообщение о деятельности одного из советских педагогов-новаторов 1920—1930-х гг. 2. Писатель Е. И. Замятин в 1921 г. в статье «Я боюсь» утверждал: «Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благонадёжные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики... Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: ее прошлое». Выскажите предположение, какие особенности политической и духовной жизни страны в 1920-е гг. внушили писателю эти опасения. 3. Н. И. Бухарин в 1924 г. утверждал: «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически на определённый манер. Да, мы будем штамповать интеллигентов, мы будем вырабатывать их, как на фабрике». Прокомментируйте этот документ. Начните с выяснения смысла таких словосочетаний, как «кадры интеллигенции», «натренированы идеологически», «на определённый манер»... «штамповать интеллигентов», «вырабатывать интеллигентов, как на фабрике». 4. Соберите материал о разрушенных после революции храмах вашего города/региона, найдите их изображения, узнайте, какие из них восстановлены в наше время. Подготовьте презентацию на данную тему.

<<< К началу параграфа                               Следующий параграф >>>

 

 

???????@Mail.ru