Главная >> История России. XX - начало XXI века. 9 класс. Данилов

Глава III. СССР на путях строительства нового общества

§ 25. Политическая система СССР в 30-е гг. XX в. (окончание)

Национальная политика

Резко ужесточилась национальная политика. Особенно ярко это проявилось в мусульманских районах страны. Закрывались мечети, их превращали в школы, клубы, кинотеатры, читальные залы. Священнослужителей заставляли публично каяться в том, что они «обманывали народ». В городах началась кампания по искоренению мусульманских традиций, не соответствующих нормам «коммунистической морали». Собранные на митинги женщины демонстративно срывали с себя паранджи и бросали их в огромные костры. Для многих верующих это зрелище стало настоящим потрясением. Плачевной была судьба и первых представительниц этого движения. Их появление в общественных местах вызывало взрыв негодования, нередко заканчивалось избиением, а то и убийством. Шумные пропагандистские кампании были проведены против ритуальных молитв и празднования Рамадана. Паломничество в Мекку, которое каждый мусульманин обязан совершить хотя бы один раз в жизни, затруднялось, а в 1935 г. было вообще запрещено. Однако мусульманская вера и обычаи никогда не исчезали из семейного быта. Возникали тайные религиозные братства. Их члены, имеющие мусульманское образование, совершали втайне религиозные обряды и церемонии в соответствии с запрещёнными властью правилами.

В конце 20-х — 30-е гг. был свёрнут и курс на развитие национальных языков и национальных культур. Было отменено использование местных языков в государственных учреждениях. В начальной и средней школе стало обязательным изучение русского языка. Увеличивалось количество школ, где преподавание велось только на русском языке. На русский язык было переведено преподавание в высшей школе. Исключение составляли только Грузия и Армения, чьи народы ревностно оберегали первенство своих языков.

В это же время государственные языки Кавказа и Средней Азии прошли через двойную реформу алфавита. В 1939 г., спустя 10 лет после перевода на латинскую графику, вновь была введена кириллица.

Фактическое признание русского языка государственным языком СССР преследовало не только идеологические цели. Оно создавало условия для межнационального общения, облегчало жизнь в национальных республиках русского населения, которое в связи с осуществлением пятилетних планов значительно увеличилось, давало возможность родителям отправлять своих детей в школы, где они могли приобщиться к государственному языку и получить знания, необходимые для успешного продвижения по службе.

Одной из основных задач индустриализации и коллективизации партия провозгласила поднятие уровня экономического развития национальных окраин. Для выполнения этой задачи использовались методы, которые зачастую не учитывали национальных традиций и особенностей хозяйственной деятельности разных народов. Показателен пример Казахстана. Коллективизация здесь была связана с попытками заставить кочевой народ перейти к пахотному земледелию. В 1929—1932 гг. скот в Казахстане был в буквальном смысле уничтожен. Действия властей настолько не соответствовали национальным традициям, что ответом на них стала жестокая гражданская война. Басмачи, исчезнувшие в конце 20-х гг., появились вновь. К ним примкнули те, кто отказался вступить в колхозы. Повстанцы устраивали набеги на колхозы, убивая руководителей и партработников. Сотни тысяч казахов со своими стадами ушли за границу.

С началом индустриализации и коллективизации корректировке подвергся и принцип «коренизации» (вспомните значение этого термина). Так как указания центра встречались местными лидерами отнюдь не всегда с радостью, то руководителей всё чаще стали присылать из центра. В 1937—1938 гг. были заменены партийные и хозяйственные руководители национальных республик. Многие ведущие деятели просвещения, литературы и искусства были репрессированы. Обычно местных руководителей заменяли русскими, направленными непосредственно из Москвы, иногда более «понятливыми» представителями коренных народов.

В 30-е гг. XX в. в СССР государственная власть полностью оказалась в руках узкого круга партийной элиты во главе со Сталиным, в стране утвердился жесточайший политический режим, характеризовавшийся полным свёртыванием демократии, утверждением единомыслия, массовыми репрессиями.

Историческая дата

1936 г. 5 декабря — принятие на VIII Чрезвычайном съезде Советов СССР новой Конституции СССР.

Запоминаем новые слова

Культ личности — возвеличивание роли одного человека, приписывание ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития.

Проверяем свои знания

1. Какую роль в советской политической системе играла ВКП(б)? 2. Какими способами устанавливалось в стране идеологическое единомыслие? 3. Как вы думаете, какова была цель всеобщего охвата населения общественными организациями? 4. Каковы причины установления культа личности Сталина? 5. В чём вы видите социально-политический смысл массовых репрессий? 6. В чём состояла противоречивость Конституции СССР 1936 г.? Какую роль был призван сыграть этот документ в жизни страны? 7. Какие факты свидетельствовали о свёртывании курса 20-х гг. на развитие национальных культур?

Учимся быть историками

1. Найдите тексты, плакаты, лозунги, картины, фрагменты фильмов конца 1920—1930-х гг., иллюстрирующие становление культа личности Сталина. Сделайте презентацию на данную тему. 2. Прочитайте телеграмму-шифровку И. В. Сталина национальным ЦК, крайкомам и обкомам от 11 июня 1937 г.: «В связи с происходящим судом над шпионами и вредителями Тухачевским, Якиром, Уборевичем и другими ЦК предлагает Вам организовать митинги рабочих, а где возможно и крестьян, а также митинги красноармейских частей и выносить резолюцию о необходимости применения высшей меры репрессий. Суд, должно быть, будет окончен сегодня ночью. Сообщение о приговоре будет опубликовано завтра, т.е. двенадцатого июня...» Прокомментируйте данный документ. Какие стороны механизма террора он раскрывает? 3. Писатель К. М. Симонов вспоминал: «...Публичные процессы вызывали чувство некоторой оторопи — от той готовности всё рассказывать о себе и всё признать, которая переходила из показания в показание... Почему же всё-таки все они признавались, все считали себя виновными, никто не отрицал вины?» Из заявления театрального режиссёра Вс. Мейерхольда, расстрелянного как «враг народа», на имя В. М. Молотова: «Испуг вызывает страх, а страх вынуждает к самозащите: «Смерть, о, конечно! Смерть легче этого!» — говорит себе подследственный... Следователь всё время твердил, угрожая: «Не будешь писать (то есть сочинять, значит?!), будем бить опять, оставим нетронутыми голову и правую руку, остальное превратим в кусок бесформенного, окровавленного, искромсанного тела»... Меня здесь били — больного шестидесятилетнего старика...» Напишите эссе на тему «Почему же всё-таки все они признавались?». 4. Расспросите своих родителей, родственников о ваших предках, живших в 1920—1930-х гг. К какой группе населения они относились, где жили, чем занимались? Были ли среди них люди, пострадавшие от репрессий? Подготовьте сообщение о жизни ваших родственников в 1920—1930-х гг., при возможности используя сохранившиеся фотографии, документы, вещи того времени.

<<< К началу параграфа                               Следующий параграф >>>

 

 

???????@Mail.ru