Главная >> История России. XX - начало XXI века. 9 класс. Данилов

Глава IV. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.

§ 33. Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом (окончание)

Национальные движения в годы войны

Война вместе с тем вызвала оживление национальных движений, как правило, в тех районах, где политика властей в предвоенные годы вызывала наиболее сильный протест местного населения. Создавались и организации, ставившие целью достижение национальной независимости. Наиболее крупной из них была Организация украинских националистов (ОУН), действовавшая на Украине с конца 1920-х гг. Аналогичные, но менее многочисленные организации были также в Западной Белоруссии, Прибалтике, Крыму, горных районах Чечено-Ингушетии.

С началом войны, особенно по мере приближения немецких войск, деятельность этих организаций активизировалась. Началось создание вооружённых отрядов для борьбы с Красной Армией. На Украине ОУН создала собственную Украинскую повстанческую армию (УПА). Вооружённую борьбу против власти вели Крымский мусульманский комитет, Особая партия кавказских братьев (Чечено-Ингушетия) и др. Участились случаи нападения вооружённых националистических групп на отступающие или окружённые части Красной Армии.

Немцы пытались поставить национальные движения в СССР под свой контроль, для того чтобы облегчить задачу военного разгрома Красной Армии. Из пленных советских воинов, пожелавших сотрудничать с врагом, была сформирована Русская освободительная армия (РОА) под командованием генерала А. А. Власова, а также батальоны и полки из украинцев, крымских татар, некоторых народов Северного Кавказа. Многие из них возглавляли бывшие генералы и офицеры белых армий.

Документ
ИЗ ЗАПИСКИ МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ГЕРМАНИИ О БЕСЕДЕ С ГЕНЕРАЛОМ А. А. ВЛАСОВЫМ

Я ясно сказал советским офицерам... Россия в течение ста лет являлась постоянной угрозой Германии вне зависимости от того, было ли это при царском режиме или при большевистском режиме. Германия вовсе не заинтересована в возрождении русского государства на великорусской основе.

Генерал А. А. Власов добровольно сдался в немецкий плен. Создал армию, воевавшую на стороне фашистов. Пытался объяснить своё предательство идейными соображениями — борьбой со сталинским режимом. Опираясь на документ, дайте оценку деятельности А. А. Власова.

Однако, несмотря на принятые меры, немцам так и не удалось создать из национальных формирований достаточно серьёзной силы и поколебать дружбу народов СССР.

Национальная политика

Активизация национальных движений не могла не вызвать ещё большего ужесточения национальной политики руководства страны. Любое проявление национальной специфики, а тем более вооружённого противодействия считалось предательством. Нередко в предательстве были обвинены не только те, кто сотрудничал с немцами, но и все представители данного народа.

В годы войны была осуществлена депортация целых народов и ликвидация ряда национальных автономий.

Как и в других воюющих государствах, в частности в США, внесудебным репрессиям после начала войны подверглись граждане, связанные по национальному признаку с противником. Летом 1941 г. «диверсантами и шпионами» было объявлено всё немецкое население СССР (почти 1,5 млн человек), подлежавшее выселению в Сибирь и Казахстан. АССР немцев Поволжья была ликвидирована. Тогда же были депортированы в Сибирь более 50 тыс. литовцев, латышей, эстонцев.

В октябре 1943 г. были выселены в Казахстан и Киргизию почти 70 тыс. карачаевцев, а в Сибирь 93 тыс. калмыков. Вскоре всего за сутки были погружены в товарные вагоны и отправлены на Восток 40 тыс. балкарцев. 15 тыс. балкарцев, воевавших на фронте, были сосланы в Казахстан прямо с фронта. Исключения не делали даже для Героев Советского Союза и партийно-государственного руководства автономий.

23 февраля 1944 г. началась самая масштабная операция по депортации чеченцев и ингушей. Людей пригласили на митинги, посвящённые Дню Красной Армии, после чего поставили на колени и зачитали приказ о выселении. Им дали 15—20 минут, чтобы взять с собой узелок с едой и вещами, после чего погнали на железнодорожные станции и загрузили в товарные вагоны. Всего было вывезено на Восток 650 тыс. чеченцев и ингушей. Вскоре была упразднена и сама Чечено-Ингушская АССР.

В апреле—мае 1944 г. были вывезены из Крыма в Узбекистан более 180 тыс. крымских татар. Вслед за ними из Крыма были депортированы также армяне, болгары, греки. Частично переселением были затронуты также русские, украинцы, белорусы, осетины, абазины, аварцы, ногайцы, лазы, лакцы, тавлины, даргинцы, кумыки.

Многие представители этих народов в пути следования погибли от голода, холода и болезней. В результате депортации погибло 200 тыс. чеченцев и ингушей, половина всего калмыцкого народа, каждый второй балкарец, каждый третий карачаевец. Жестокие репрессии неизбежно вели к формированию в послевоенные годы новой волны национальных движений.

Расчёты Гитлера на распад союзного Советского государства под ударами вермахта не оправдались. Морально- политическое единство многонационального советского народа стало важнейшим условием его победы в войне.

Запоминаем новые слова

Депортация — изгнание, ссылка.

Проверяем свои знания

1. Почему потерпели крушение надежды немцев на развал Советского многонационального государства? 2. Расскажите о вкладе различных народов СССР в победу над Германией. 3. Расскажите о попытках гитлеровского руководства исполь-; зовать национальные движения в СССР. Каковы результаты этих попыток? Почему они закончились в целом неудачей? 4. Выскажите своё отношение к коллаборационизму в годы войны. Можно ли оправдать действия коллаборационистов идеей «борьбы со сталинским режимом»?

Учимся быть историками

1. Используя дополнительную литературу и Интернет, изучите историю создания и боевой путь одной из национальных дивизий или бригад, сформированных в СССР в годы Великой Отечественной войны. На основе собранного материала подготовьте презентацию по данной теме. 2. Соберите материал о созданных немцами из граждан СССР воинских подразделениях, проявлявших особую жестокость в расправах над своими соотечественниками. Предложите своё объяснение причин, толкавших участников этих подразделений на подобные преступления. 3. Подготовьте сообщение о судьбе одного из депортированных в годы Великой Отечественной войны народов. 4. Напишите историческое эссе на тему «Великая Победа — одна на всех».

<<< К началу параграфа                               Следующий параграф >>>

 

 

???????@Mail.ru