Главная >> История России. XX - начало XXI века. 9 класс. Данилов

Глава V. СССР в 1945—1953 гг.

§ 37. Идеология и культура (окончание)

Образование

Одной из важнейших задач было возрождение разрушенной войной образовательной системы. Начиналось оно со строительства школ. Только в 1946— 1950 гг. было возведено 18,5 тыс. школьных зданий. Неуклонно росли расходы на науку и образование. Уже в 1946 г. они выросли в 2,5 раза. Была начата реализация прерванной войной программы всеобщего 7-летнего образования. Задачи восстановления требовали новых отрядов специалистов высшей квалификации. Уже в 1946—1948 гг. число высших учебных заведений превысило довоенный уровень, а по количеству студентов этот показатель был перекрыт в 1947 г. Тяга к знаниям людей, переживших войну, была просто удивительной. Целая армия молодых людей обучалась без отрыва от производства.

К концу четвёртой пятилетки в вузах было подготовлено 652 тыс. инженеров, учителей, врачей, агрономов и других специалистов, а среднее специальное образование получили в это время 1278 тыс. человек.

Научные дискуссии

В годы войны знания учёных были востребованы властью, многих из них освободили из заключения. Постепенно, хотя и в известных рамках, шло возрождение свободомыслия в науке, без которого она обречена на застой. Творческая атмосфера не была утрачена и после Победы, когда развернулись оживлённые дискуссии среди историков, философов, биологов, физиков, кибернетиков, экономистов. Однако эти дискуссии были использованы партийным руководством для «усиления партийной направленности науки», а отдельными её представителями — для сведения счётов с научными оппонентами.

Наиболее типичной из таких дискуссий стала дискуссия по проблемам биологии. Её инициировал президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина Т. Д. Лысенко. Началась кампания в печати, направленная на критику формальной генетики и её представителей, ставивших опыты на мухах-дрозофилах (их называли «мухолюбами-человеконенавистниками»), В 1948 г. на сессии ВАСХНИЛ академики А. Жебрак, П. Жуковский, Л. Орбели, А. Сперанский, И. Шмальгаузен и их ученики (несколько сотен человек) подверглись критике. На долгие годы в загоне оказалась и сама генетика, в которой отечественные учёные в 1930-е гг. занимали ведущие позиции.

В 1950 г. Сталин принял личное участие в дискуссии по проблемам языкознания. Он «научно доказал» абсолютную необходимость незыблемого и всесильного государства в СССР, отвергнув тем самым тезис Маркса об отмирании государства по мере продвижения к коммунизму.

Дискуссии в исторической науке были сведены, по сути, к оправданию существующего положения вещей. В ходе этих дискуссий, например, прогрессивными деятелями были объявлены Иван Грозный и опричники. Некоторые лидеры национальных движений (например, Шамиль) назывались платными агентами зарубежных стран. Полностью оправданным и неизбежным представал якобинский террор времён Великой французской революции.

Борьбой с влиянием западных философских концепций была пронизана критика книги Г. Ф. Александрова, руководителя отдела агитации и пропаганды ЦК ВКП(б), «История западноевропейской философии». Его обвинили в терпимости к идеалистической, буржуазной и декадентской философии, отсутствии должной полемичности.

Экономические дискуссии завершились в 1952 г. с выходом в свет работы Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», отвергавшей любые проявления рыночной экономики и обосновывавшей ещё большее огосударствление экономической жизни в СССР.

Если в послевоенные годы вся сущность культуры и все её задачи были сведены, по сути, к обработке общественного сознания, то роль науки сводилась, кроме этого, ещё и к тому, чтобы обеспечить решение оборонных задач и добиться «партийной направленности» не только гуманитарных, но и естественных наук.

Запоминаем новые слова

Кибернетика — наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации.

Проверяем свои знания

1. Чем можно объяснить усиление идеологического пресса после войны? 2. Приведите примеры гонений сталинского руководства на учёных, деятелей литературы, искусства. 3. Какой смысл вы видите в борьбе властей с «космополитами»? 4. Почему усилия властей были сосредоточены на разгроме новых научных направлений: генетики, кибернетики и др.? 5. Назовите достижения отечественной науки и культуры первых послевоенных лет.

Учимся быть историками

1. «Если взялись за пятилетку хозяйственную, давайте возьмёмся за идеологическую и вытянем её. Что, сил не хватит? Хватит», — заявил на совещании в ЦК ВКП(б) А. А. Жданов. Составьте перечень мероприятий, проведённых в рамках «идеологической пятилетки» в послевоенные годы, по плану: направление, конкретные меры, результаты. 2. В конце 1940-х гг. был снят с производства учебник «Теория государства и права», в котором лишь упоминались обстоятельства, «при которых Советское государство станет ненужным». Вспомните, какие представления о будущем государстве развивали К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Предложите свои объяснения причин, по которым был запрещён этот учебник. 3. Составьте список советских фильмов конца 1940-х — начала 1950-х гг., которые чаще всего показывают по телевидению в наше время. В чём, по вашему мнению, состоит секрет популярности этих фильмов? 4. Сделайте сборник (возможно, в электронном варианте) советских политических плакатов и афиш первого послевоенного десятилетия. Каковы главные темы этих плакатов?

<<< К началу параграфа                               Следующий параграф >>>

 

 

???????@Mail.ru