Главная >> История России. XX - начало XXI века. 9 класс. Данилов

Глава VIII. Перестройка в СССР (1985—1991)

Политика гласности

Реабилитация

В 1987 г. была создана Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий. Были реабилитированы и восстановлены в партии Н. Бухарин, А. Рыков, Л. Каменев, Г. Зиновьев, Г. Сокольников и многие другие крупные деятели советской эпохи.

В 1989 г. были признаны антиконституционными действовавшие в 30-х — начале 50-х гг. «тройки» и «особые совещания», их внесудебные решения были отменены, все осуждённые ими лица реабилитированы.

В 1990 г. указом Президента СССР были признаны незаконными репрессии в отношении крестьян в период коллективизации, а также всех других категорий лиц, осуждённых по политическим, социальным, национальным и иным мотивам в 20—50-х гг.

В ноябре 1989 г. Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственному переселению в годы сталинского режима.

Результаты политики гласности

Критика сталинизма и борьба с его последствиями не оставили равнодушными сторонников Сталина. В марте 1988 г. в газете «Советская Россия» было помещено письмо преподавательницы из Ленинграда Нины Андреевой под заголовком «Не могу поступаться принципами». Антисоциалистическая по сути политика гласности и перестройки, по словам автора, заимствована у Запада. Она фальсифицирует историю социалистического строительства, учение марксизма-ленинизма. Андреева прямо призвала защитить Сталина и сталинизм.

Выступления Андреевой и других защитников сталинизма имели под собой определённую социальную основу. Общество оказалось во многом не подготовлено к стремительной и радикальной переоценке ценностей. Обнародование тщательно скрывавшихся фактов вызвало растерянность, душевный надлом даже у представителей более подготовленной к переменам интеллигенции.

Гласность способствовала острому столкновению различных идейных, социальных, политических, национальных, религиозных течений и интересов. Недовольство положением дел в обществе вылилось в конце концов в массовое недовольство той системой организации власти, которая существовала в стране десятки лет и казалась не только незыблемой, но и единственно правильной.

Кроме внутренних проблем, гласность показала людям и Запад с его ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. Для многих это было равнозначно открытию окна в мир. Вместе с тем значительная часть населения проникалась печальными настроениями, формировалось ощущение беспросветности собственного существования, обречённости.

Именно гласность, превратившаяся из политического лозунга в мощное средство реформирования общества, во многом определила необратимый характер перемен.

Проверяем свои знания

1. Что такое гласность? Чем она отличается от свободы слова? 2. В чём вы видите главные причины развития гласности в годы перестройки? 3. Дайте оценку итогов политики гласности в годы перестройки. 4. Какие издержки несла в себе реализация курса на развитие гласности? 5. Расскажите о духовной жизни страны в период перестройки. Какими новыми явлениями она была отмечена?

Учимся быть историками

1. Найдите и прочитайте одну из публицистических статей времён перестройки. Перечислите основные идеи автора статьи. Какие из этих идей представляются вам актуальными и в наше время? 2. По словам первого секретаря ЦК КП РСФСР в 1990—1991 гг. И.К. Полозкова, «если раньше монополией на гласность обладала КПСС, то теперь эта монополия у противоборствующих с ней сил». Что, по вашему мнению, хотел сказать Полозков, употребляя выражение «монополия на гласность»? Выразите своё отношение к его словам. Как вы считаете, должна ли существовать монополия на гласность, монополия на информацию? 3. Расспросите своих родителей, дедушек и бабушек, людей старшего поколения об их жизни в период перестройки. Какие художественные и публицистические произведения они читали? Принимали ли участие в общественном движении того времени? Как относились к деятельности М. С. Горбачёва? За кого голосовали на выборах? О каких переменах мечтали? Как они сейчас относятся к событиям того времени? На основе полученных данных напишите эссе на тему «Перестройка: надежды и результаты».

<<< К началу параграфа                               Следующий параграф >>>

 

 

???????@Mail.ru