Главная >> История России. XX - начало XXI века. 9 класс. Данилов

Глава IX. Россия в конце XX в.

§ 52. Политическая жизнь СССР в 1992—1999 гг. (окончание)

Российский парламентаризм

В 90-е гг. Государственная дума стала одним из важнейших элементов новой политической системы. Выборы в Государственную думу проходили в 1993, 1995 и 1999 гг.

С 1995 г. Дума избирается на 4 года. По Конституции Дума утверждает председателя правительства, решает вопрос о доверии правительству, назначает председателя Центрального банка, объявляет амнистию, утверждает федеральный бюджет. Однако главным в её деятельности является разработка законодательства, внесение и рассмотрение законопроектов. В 90-е гг. принято более 1000 законов по вопросам государственного строительства и экономической жизни, социального развития и обороны, экологии и бюджетной политики, национальной безопасности и финансам. Среди них такие важные для общества, как Гражданский, Уголовный, Семейный, Налоговый кодексы и др.

Заседание Государственной думы

В Думе работают 450 депутатов. Первоначально 225 депутатов избирались по территориальным округам, 225 — по партийным спискам. Большую роль в деятельности Думы в 90-е гг. играли политические партии. Определённым противовесом им стали объединения и группы, в которые входили депутаты различной партийной принадлежности.

Верхней палатой парламента являлся Совет Федерации. В него входили по два представителя от каждого субъекта Федерации. С середины 90-х гг. ими стали главы местных администраций и руководители законодательных органов регионов. Такой порядок нарушал принцип разделения властей: в высшем законодательном органе работали представители исполнительной власти — главы местных администраций.

В 90-е гг. завершилось формирование системы законодательной власти в России. Таков важнейший результат развития российского парламентаризма.

Президентские выборы 1996 г.

Большое значение в политической жизни страны имели президентские выборы 1996 г. Впервые в истории России вопрос о смене высшей власти решался путём всенародного волеизъявления. В выборах участвовали 11 кандидатов — Президент РФ Б. Н. Ельцин, бывший президент СССР М. С. Горбачёв, лидеры политических партий и движений, предприниматели и общественные деятели. Во второй тур вышли Ельцин и Зюганов. 3 июля 1996 г. победу во втором туре одержал Б. Н. Ельцин.

Результаты политического развития в 90-е гг. XX в.

Главным событием политической жизни страны 90-х гг. стала ликвидация всевластия Советов и формирование новой политической системы, основанной на разделении властей.

Оформился и стал важным фактором политической жизни страны российский парламентаризм.

Сложилась независимая от высших органов власти система местного самоуправления.

Государственные и местные органы власти впервые избирались путём всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Важным элементом новой политической системы России стала многопартийность.

Исторические даты

1993 г., 12 декабря — принятие Конституции РФ.

1996 г., 3 июля — победа Б.Н. Ельцина на президентских выбоpax.

Запоминаем новые слова

Инстанция судебная — орган, занимающий определённое место в системе судебных органов.

Референдум — всенародное голосование для решения важного государственного вопроса.

Фракция — группа членов какой-либо партии или движения в парламенте.

Электорат — избиратели.

Проверяем свои знания

1. Как изменилась расстановка основных политических сил после августа 1991 г.? 2. Какие различия в подходах к разработке новой Конституции страны существовали в 1992— 1993 гг.? Чем они были вызваны? 3. Какие конституционные положения, упомянутые в тексте учебника, вы считаете главными? Почему? 4. Какие результаты политического развития страны в 1990-е гг. вы считаете главными? Почему? 5. Какие проблемы обозначились в ходе политического реформирования российского общества в 1990-е гг.?

Учимся быть историками

1. В 1990-е гг. социологические опросы показывали, что значительное число граждан России видят в демократии такой порядок, при котором человек может делать всё что хочет, не считаясь с интересами других людей. Определите своё отношение к подобному пониманию демократии и обоснуйте его. 2. Составьте список из 10 требований, которые вы предъявляете к деловым, интеллектуальным, нравственным и иным качествам политического лидера. Расставьте их по степени значимости. Обсудите полученные результаты в классе. 3. Соберите фото- и видеоматериалы о событиях сентября—октября 1993 г. Сделайте на их основании презентацию на тему «Осень 1993 г. Хроника противостояния». 4. Сформулируйте позиции политических партий, представленных в Государственной думе 1990-х гг., по основным вопросам жизни страны и общества. Отобразите их различия и сходство в виде организационной диаграммы.

<<< К началу параграфа                               Следующий параграф >>>

 

 

???????@Mail.ru