Главная >> История России. XX - начало XXI века. 9 класс. Данилов

Глава X. Россия к начале XXI в.

§ 56. Политическое развитие (окончание)

Судебная реформа

С 2001 г. в Российской Федерации началась судебная реформа. В ходе её был введён институт мировых судей, суд присяжных, институт судебных приставов. Из судебного процесса были выведены народные заседатели. Для повышения роли, авторитета, независимости судей был установлен их пожизненный статус. Дополнительные права в уголовном процессе получили подсудимые, обвиняемые, пострадавшие, свидетели. Были приняты Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный, Арбитражно-процессуальный, Трудовой, Земельный, Таможенный, Жилищный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях. Всё это способствовало завершению процесса формирования нормативно-правовой базы государства, начавшегося после распада СССР.

Выборы 2003—2004 гг.

7 декабря 2003 г. прошли выборы в Государственную думу. 37,57% голосов из числа избирателей, принявших в них участие, были отданы за партию «Единая Россия». За КПРФ проголосовали 12,61% участников выборов, за ЛДПР — 11,45%, за блок «Родина» — 9,02%. С учётом мест по одномандатным округам «Единая Россия» получила в Думе более 300 мест (конституционное большинство). Председателем Думы был избран руководитель единороссов Б. В. Грызлов.

14 марта 2004 г. состоялись выборы Президента России. Победу в первом туре одержал В. В. Путин, за которого проголосовали 71,22% участников голосования. Избрание В. В. Путина означало поддержку населением курса, проводимого им в первый президентский срок.

Документ
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ В. В. ПУТИНА ПЕРЕД ДОВЕРЕННЫМИ ЛИЦАМИ. 12 ФЕВРАЛЯ 2004 г.

Переход к демократии и рыночной экономике в начале 90-х был самым активным и решительным образом поддержан гражданами России, которые сделали окончательный и, хочу это подчеркнуть ещё раз, бесповоротный выбор в пользу свободы. Это было огромным и реальным достижением российского народа, думаю, одним из самых больших достижений нашей страны в XX веке.

Но какую цену мы вынуждены были заплатить за это? Деструктивные процессы разложения государственности при развале Советского Союза перекинулись — и это можно и необходимо было предвидеть — на саму Российскую Федерацию...

Сейчас в стране восстановлен конституционный правопорядок, укреплена — а по сути, отстроена заново — вертикаль федеральной исполнительной власти. Российский парламент стал профессионально работающим законотворческим органом. Восстановлено единое правовое пространство страны...

Реформа управления

В марте 2004 г., продолжая линию на укрепление вертикали власти, Президент объявил о начале административной реформы. Её главная задача состояла в конкретизации и разделении функций органов исполнительной власти. Были укрупнены министерства, созданы федеральные службы и федеральные агентства.

Летом 2004 г. был установлен перечень полномочий регионов, в их ведении остались преимущественно социально-экономические вопросы. Началось укрупнение регионов, в ходе которого ряд экономически несостоятельных автономных округов после референдумов был присоединён к областям и краям.

События в Беслане в сентябре 2004 г. показали неготовность исполнительной власти к действиям в кризисных ситуациях. В связи с этим начался новый этап реформы управления.

Вместо прежних прямых выборов губернаторов населением был введён порядок, по которому их кандидатуры предлагались Президентом России и утверждались законодательными собраниями субъектов Федерации. Президент получил право отзыва губернаторов за ненадлежащее исполнение обязанностей.

Был создан Государственный совет, в состав которого вошли главы регионов. Его целью было выдвижение и обсуждение общенациональных проектов.

Принятый закон о политических партиях установил для них минимальную планку членства в 50 тыс. человек и значительное представительство во всех регионах страны, что исключило из активной политики небольшие политические организации. Изменилось и избирательное законодательство. Весь состав Думы отныне формировался только по партийным спискам. Был установлен более высокий избирательный барьер (7% вместо 5%) для политических партий.

Одновременно создавалась Общественная палата Российской Федерации, дополнившая усилия Государственной думы по разработке и реализации политического курса.

Укрепление властной вертикали усиливало регулирующую роль государства во всех сферах жизни.

Итоги политического развития страны в 2000— 2007 гг.

Главным итогом политического развития страны в 2000—2007 гг. стало обретение российским обществом политической стабильности.

Курс на национальное единство и общественное согласие встретил поддержку большинства населения. Укрепление вертикали власти привело к усилению политической ответственности её представителей на всех уровнях. Приведение регионального законодательства в соответствие с Конституцией России и федеральными законами остановило опасные для единства страны центробежные тенденции. Судебная реформа, кодификация законов создали единое законодательное пространство Российской Федерации, открыли возможности для реализации на деле прав и свобод граждан.

Усиление борьбы с терроризмом, объединение вокруг этой задачи всего российского общества дали ощутимый результат. Преодоление военно-политического кризиса в Чеченской республике, нормализация обстановки в ней стали одним из главных итогов политического развития страны в эти годы.

Исторические даты

1999 г., 31 декабря — отставка Б. Н. Ельцина.

2000 г., 26 марта — избрание Президентом России В. В. Путина.

2004 г., 14 марта — избрание Президентом России В. В. Путина на второй срок.

Проверяем свои знания

1. В чём вы видите причины отставки Б. Н. Ельцина? 2. Что в предвыборной программе В. В. Путина вы считаете главным? 3. Какие меры по обеспечению единства и согласия общества были предприняты в 2000—2007 гг.?

Учимся быть историками

В Интернете найдите материалы, иллюстрирующие ход политического развития в России в 2000—2007 гг. Составьте таблицу.

<<< К началу параграфа                               Следующий параграф >>>

 

 

???????@Mail.ru