Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 5. Начало российской истории (V—XII в.)

§ 13-14. Государства Руси и её соседи: базовый уровень (продолжение)

В наши дни накопленные исторической наукой факты (данные археологии, лингвистики, арабских, византийских, западноевропейских источников) позволяют реконструировать события образования государства на Руси следующим образом.

В VIII в. восточные славяне делились на крупные союзы племён: поляне, словене, вятичи и т.п. Эти союзы возглавляли великие князья (князья князей). Каждый год со своими дружинами они совершали полюдье: объезжали все общины и племена. С каждым из племенных собраний — вече — у князей был заключён устный «ряд» - договор, который гарантировал данникам великого князя защиту от врагов, разбор споров, но обязывал за это платить. Среди перечисленных племён на рубеже VIII-IX вв. выделяются три центра ускоренного развития хозяйства и формирования предгосударственных отношений.

    1. Южный - Среднее Поднепровье - область союза полян с центром в Киеве (ещё не город, а только племенной центр).

    2. Северный — район озера Ильмень и реки Волхов (место будущего Новгорода) — область северного союза племенных объединений словен, кривичей и финно-угорской чуди, веси.

    3. Восточный — земли финно-угорской мери (с центром рядом с будущим Ростовом) и земли вятичей по Оке.

В конце VIII в., поднимаясь по Волге, к землям восточных славян подошли мусульманские и еврейские купцы. Князья славян и финно-угров стали менять излишки собираемой дани (меха, мёд, воск) на арабские серебряные монеты и восточные украшения (их клады найдены археологами). Так постепенно сложился «великий волжский торговый путь» через Хазарию в Арабский халифат. Участвовавшие в торговле родовые старейшины восточнославянских общин стали богатеть и выделяться из среды простых общинников. Одновременно на славянско-финском севере появляются варяги (большинство учёных признают их норманнами-скандинавами, искавшими пути к богатствам южных цивилизаций). Наиболее вероятно, что именно они в союзе со славянскофинской знатью продвинулись по рекам на юг, пере-шли в Днепр и по Чёрному морю достигли владений Византии, проложив второй торговый путь — «из варяг в греки». Торговлю (сочетаемую с разбойными набегами) по нему, скорее всего, вели разноплеменные дружины воинов-купцов: славян, финно-угров, скандинавов, покинувших свои общины и племена ради нового рискованного образа жизни. Они заключали союзы с местными племенными центрами (Ладога на Волхове, Киев на Днепре) или основывали новые торговые поселения (Гнездово недалеко от будущего Смоленска).

    Реконструкция славянского посёлка

Реконструкция славянского посёлка

Каждый союз племён восточных славян насчитывал около 1000 земледельческих сёл.

Одно такое «село», по данным археологов, состояло из нескольких полуземлянок, расположенных вдоль реки, рядом с пашнями на её берегах (на юге) или расчищенными под пашню полянами в окружающих лесах (на севере). Каждую полуземлянку окружали ямы-погреба для зерна и овощей. Из этого учёные сделали вывод, что славяне жили уже не родовыми, а соседскими общинами, образованными поселившимися рядом самостоятельными семьями. Такое село-община совместно владело землями округи и выставляло для своей обороны примерно десяток воинов-земледельцев.

Цепочка примерно из десяти сёл вдоль небольшой реки образовывала территориальную общину - «мир» (возможно, бывший разросшийся род). В центре такой территории располагалось «городище», обнесённое небольшим земляным валом и деревянным частоколом. Там, вероятно, проживали наиболее крупные семьи общины. Они пользовались большими участками земли, лучшими охотничьими угодьями, а значит, владели значительными запасами зерна, голов свиней и коров, меховых шкурок, бочек мёда. Мужи в этих семьях имели несколько жён, держали при себе одного-двух рабов из пленников. Все эти богатства отличали «родовую знать» от прочих общинников. Вероятно, под руководством знатных семей собирались сходы-вече и ополчение в «сотню» воинов со всего «мира».

Группа из примерно десяти общин-«миров» образовывала племя. Все его сёла и городища (около сотни) располагались в районе одной средней реки, в которую стекались малые реки, связывавшие, как дороги, «миры» в одно племя. В каждом племени был свой князь - одновременно военный вождь и жрец-волхв, проводящий обряды жертвоприношений языческим богам. В случае угрозы племя выставляло со всех сёл и «миров» ополчение в условную «тысячу» воинов. Помимо них, при князе, возможно, образовывалась дружина - постоянная группа воинов. Они уже не занимались земледелием, а вместе с князем объезжали территорию племени, собирая с людей каждого «мира» дань за их охрану и разбор споров. Вероятно, князь передавал своё звание по наследству, но не был полновластным правителем, а по обычаю заключал устный договор-«ряд» с вечевыми собраниями общин-«миров» о взаимных обязательствах.

    Управление славянским племенем

Управление славянским племенем

Несколько средних рек, каждой из которых владело своё племя, впадали в крупную реку. Проживавшие в её долине племена образовывали союз племён. Именно их имена известны по летописям: вятичи по Оке, поляне по Среднему Днепру, словене по Волхову и т.д. Каждый союз отличался особенностями говора, обычаев, быта, украшений и т.п. Союз возглавлял «великий», или «светлый», князь, «князь князей». Со своей дружиной он обеспечивал общую защиту территории союза, возглавляя при необходимости его ополчение в 10 000 воинов. Как и племенные князья, великий князь объезжал подвластные территории, собирая дань и верша суд. Этот обычай полюдья (объезда людей) описал арабский путешественник, побывавший в славянских землях (скорее всего, у вятичей) в VIII в.

В первой половине IX в. на доходы восточнославянской и финноугорской знати от торговли с халифатом и Византией стали претендовать соседи. На севере приплывавшие из-за моря новые дружины варягов стали собирать дань со словен, кривичей, чуди и веси. Об этом говорят летописи и следы военных столкновений, найденные археологами (например, в славянском городке Ладоге). На юге же воины Хазарского каганата, контролировавшего торговлю по Волге, начали требовать дань с полян, северян, радимичей и вятичей. Противоборствующие стороны (славяне, финно-угры, варяги, хазары) стали активно строить на речных путях Восточной Европы небольшие деревянные крепости — «грады» (резкое увеличение их числа в первой половине IX в. зафиксировано археологами). Тогда же на страницах византийских, европейских и арабских источников выходцев из Восточной Европы начинают называть именем «Русь», или «Рос». По мнению некоторых историков, это было название одного из племён полянского союза (от реки Рось). По мнению других, так называли разноплеменные дружины воинов-купцов (от финского названия норманнских воинов, приплывавших на кораблях, — ruottsi — «гребцы»).

В середине IX в. власть в северном (Волховском) и южном (Киевском) центрах образования государственности оказывается в руках новых правителей. По легенде, сохранённой в летописи, на севере словене, кривичи, чудь и весь прогнали варягов, собиравших с них дань. Однако, чтобы установить порядок в отношениях между разноязыкими племенам, местная знать в 862 г. (дата вызывает споры) пригласила на княжение других варягов во главе с князем Рюриком. Учёные дискутируют, кем был этот человек — реальным датским конунгом Рёриком, гипотетическим западнославянским князем Рароком-«соколом» или кем-то ещё. Сам же факт смены власти археологически подтверждён перестройкой примерно в это время так называемого Рюрикового городища — укреплённого военного поселения, находящегося у истока Волхова из озера Ильмень (недалеко от будущего Новгорода). Скорее всего, живший здесь князь по договору-«ряду» стал верховным вождём и судьёй для славянских и финских племён севера: словен, кривичей, чуди, веси и даже мери и муромы на северо-востоке. На юге же, в Киеве, по другой летописной легенде, власть берут пришедшие с севера варяги Аскольд и Дир, которые освободили полян от хазарской дани. Происхождение этих князей также вызывает споры. Однако сам факт установления сильной власти в Киеве подтверждён византийскими источниками, рассказывающими о неудачном походе на Константинополь «народа рос» в 860 г.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru