|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 5. Начало российской истории (V—XII в.)
Раздробленность Руси: базовый уровень (окончание)На юге и юго-западе Руси сильны были позиции боярства. В киевском княжестве ситуация перманентной междоусобицы привела к тому, что бояре фактически взяли власть в городе. Любой претендент на великое княжение должен был заручиться поддержкой городской верхушки. У князей, не желавших идти на мировую, шансов продержаться не было. Юрия Долгорукого, который пренебрёг этим правилом, отравили на пиру, устроенном в Киеве в его честь. Внутри Руси уже не было политического единства. Однако факторы будущего объединения сохранялись: единая Церковь с киевским митрополитом во главе, единое законодательство («Русская Правда»), общие исторические корни, необходимость обороны страны от внешних врагов. Церковь выступала за единство Руси. Храмы по всей стране строились в едином крестовокупольном стиле, берущем начало от киевской десятинной церкви, допуская местные оригинальные интерпретации. Вся Русь говорила на одном языке, но существовало несколько его диалектов. Жители Новгорода называли себя новгородцами, Суздаля - суждальцами, Киева - киевлянами. При этом в летописях говорилось о едином народе руськом (в «Слове о полку Игореве» четыре раза встречается слово «русичи»), и элита, при всей разнонаправленности интересов, продолжала считать давно уже развалившуюся на удельные княжества Русь духовно единой.
Культура Руси от Крещения до «Слова о полку Игореве» Что изменилось, а что оставалось единым в области культуры в разделившейся на княжества Древней Руси?
Можно сказать, что до монгольского нашествия русская культура формировалась и развивалась в русле европейской, несмотря на ряд отличий, иногда довольно существенных. Во многих взглядах на мир христианские культуры католической и православной Европы были близки друг другу. Это и понимание разделения мира на реальный и потусторонний, и символизм — мир как система символов для понимания Божественного смысла, и универсализм - идея Бога как носителя универсального, всеобщего начала, преобладание общего над индивидуальным. Если на Западе в XI-XII вв. наряду с религиозной культурой зарождались элементы светской, основанной на римском наследии (рыцарская любовная лирика, университетское образование), то на Руси, воспринимавшей византийскую культуру преимущественно в русле церковной традиции, открывали школы при храмах и монастырях. При этом о высоком уровне грамотности русских горожан того времени свидетельствуют находки берестяных грамот в Новгороде (сейчас их обнаружено более 1000), среди которых можно найти хозяйственные письма, жалобы, хроники и даже любовные послания. Подобно тому как в Западной Европе велось множество хроник, на Руси составляли летописи. Самый известный литературный памятник того времени — «Повесть временных лет», дополнявшийся впоследствии летописцами каждой из русских земель. Так возникли Псковская, Ипатьевская, Лаврентьевская летописи. Как и на Западе, составлялись жизнеописания русских святых, начавшиеся с Жития князей Бориса и Глеба. Известнейшим во всей Руси сочинением стало «Поучение детям» Владимира Мономаха. Настоящим шедевром периода феодальной раздробленности считается поэтическое «Слово о полку Игореве», созданное в конце XII в. и перекликающееся со средневековыми рыцарскими поэмами. Западная Европа времён Средневековья говорила и писала на вульгарной (искажённой) латыни. Русь, благодаря трудам равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, получила национальную славянскую письменность. Романский западноевропейский стиль долгое время не находил отражения в русских архитектурных памятниках, близких к византийской традиции. Но уже Андрей Боголюбский пригласил для постройки своего дворца в Боголюбово и собора во Владимире западноевропейских (вероятно, немецких) мастеров. Действительно, в это время резко сменилась стилистика архитектуры Северо-Восточной Руси: появились каменная резьба, порталы, аркатурные пояса (украшения в виде небольших арок из колонн, прилегающих к стене), скульптурные консоли, полуколонны по углам зданий. Однако даже такой ограниченный диалог русской и западноевропейской культур был прерван монгольским нашествием в XIII в.
|
|
|