|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 7. Зарождение народов России (XIII-XV в.): от Руси и Орды до России и татарских ханств — как появились современные народы?
§ 19-20. Новые границы: Русь, Запад и Восток: базовый уровень (окончание)Тем временем в Восточной Европе под натиском крестоносцев языческие литовские племена объединились и создали Литовское княжество во главе с князем Миндовгом (1230-1260 гг.). Как и любое раннее государство, оно обладало большой военной силой, так как его войско по полупервобытным обычаям составляли все свободные мужчины - одновременно земледельцы-общинники и воины-ополченцы, привычные к военному ремеслу. Литовские воины не пустили на свои земли рыцарей немецких орденов, отказались от католического крещения и сохранили веру в языческих богов во главе с громовержцем Перкунасом. Стремясь расширить владения, Миндовг повёл дружины на соседние города Западной Руси (современная Белоруссия): Брест, Гродно, Полоцк, Пинск, Туров. Многие переходили под его власть добровольно, так как литовцы собирали дань заметно меньше ордынской, были близки русским по образу жизни и не являлись враждебными католиками. Через 100 лет, к середине XIV в., литовские князья объединили под своей властью всю западную половину Руси до Киева. Их государство стало именоваться Великим княжеством Литовским и Русским. Его основное население, кроме собственно литовских земель, составляли западные русичи (предки белорусов и украинцев). Правителями были язычники-литовцы, женатые на русских православных княжнах, окружённые потомками русских князей и бояр, использовавшие русский язык и законы, совместно защищавшие свои земли от Орды и от католических государств. Восточная же половина Руси (жители которой были предками современных русских) с середины XIII в., наоборот, всё сильнее втягивалась в систему жёсткой ордынской зависимости (так называемое ордынское иго). Она складывалась из следующих признаков:
1. Выдача ханских ярлыков на княжение. Хан мог выдать ярлык любому представителю княжеского рода, не считаясь с обычаями русского престолонаследия. При церемонии посажения князя на стол присутствовал ханский посол. Князья обязаны были ездить по вызову в Орду, вставать перед ханом, дарить подарки. За малейшую провинность князья могли быть казнены, как неверные подданные. Так, князь Михаил Черниговский был убит за нежелание пройти между огнями — очистительный обряд степняков, считавшийся на Руси языческим колдовством. Этот восточный принцип безграничной власти государя, перед которым все подданные — рабы, сильно отличался от договоров европейских сеньоров и вассалов, королей и городов и т.п. 2. Уплата ежегодной дани («ордынского выхода»), составлявшей, по примерным подсчётам, до половины урожая каждого земледельца и до половины дохода горожанина. Для учёта данников при хане Берке на Руси впервые была проведена перепись населения. 3. Контроль ханских чиновников баскаков за сбором дани и действиями князей. Баскаки проживали со своими отрядами на Руси за счёт местных жителей. Великий баскак имел резиденцию во Владимире. Лишь в последней трети XIII в., после серии восстаний, русские князья убедили ханов передать им право сбора дани. Часть князей Северо-Восточной Руси пыталась противиться Орде и, подобно западнорус ским князьям, искала союзников в Западной Европе. Иной выбор сделал Александр Невский. В 1251 г. он отказал послам папы римского принимать от них «учение» (католическую веру) и отверг союз против монголов. Наоборот, Александр несколько раз ездил в Орду и строго выполнял все указания хана. За это он получил ярлык на Великое княжение Владимирское. В 1257 г. в Новгород явились ордынские отряды, чтобы переписать жителей и начать собирать с них дань. Знатные новгородцы готовы были покориться, но простые горожане, помня, что Новгород не был завоёван Батыем, восстали. Хан Орды начал готовить карательный поход против Новгородской республики, которая (по мнению хана), принимая князей из Владимирского княжества, должна была подчиняться Орде. Александр Невский с дружиной явился в Новгород, жестоко казнил бунтовщиков (им отрезали носы, уши, топили в реке) и заставил принять ордынских переписчиков и баскаков. Так Новгородская республика была вовлечена в систему ордынской зависимости. При этом Александр, опираясь на поддержку Орды, продолжал противостоять немецким и шведским рыцарям в их посягательствах на пограничные земли Новгорода. После смерти Александра Невского его брат - тверской князь Ярослав Ярославич - при поддержке татарских отрядов разгромил объединённые силы Ливонского ордена и датчан в битве при Раковоре (1268 г.). К концу XIII в. северо-западные границы Русских земель стабилизировались.
Золотая Орда (Улус Джучи) переживала расцвет. Единая государственная власть и порядок, установленные на просторах Евразии Монгольской империей, сделали безопасными далёкие путешествия. Активизировались проходящие через Орду торговые пути из Китая и Индии в Европу — шёлковый путь и путь пряностей. На них выросли богатые города. Экономика Орды с середины XIII до конца XIV в. процветала на сочетании кочевого скотоводства, торговых городов и зависимых, обложенных данью земледельческих хозяйств. Большинство жителей Орды составляли тюркские народы (половцы, булгары и другие), которые приняли монгольское имя татары, передав завоевателям свой язык. Здесь же, на территории Орды, формировались такие современные народы, как башкиры, чуваши, удмурты, марийцы, мордва, ногайцы, казахи, узбеки и другие. Ордынские ханы долго оставались язычниками. Лишь при хане Узбеке (1313-1340) государственной религией в Золотой Орде стал ислам, с которым пришла богатая мусульманская культура: письменность, архитектура. Поволжские города застраивались каменными мечетями, медресе, караван-сараями. При этом в столице Орды — Новом Сарае — были кварталы и церкви самых разных народов большой империи. Многие жители Руси были угнаны в Орду в качестве пленников, но могли освободиться от рабства, если принимали ислам. Русская знать вместо привычных поездок в европейские страны по делам торговли, для заключения династических браков, обмена мастерами стала часто ездить в Орду, перенимать татарские слова, обычаи. А часть ордынской знати, недовольной принятием ислама, переезжала на Русь, чтобы служить русским князьям в «русском улусе монгольского хана».
|
|
|