Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 7. Зарождение народов России (XIII-XV в.): от Руси и Орды до России и татарских ханств — как появились современные народы?

Новые народы Руси и Орды: базовый уровень (окончание)

Первая половина XV в.: распад Орды, усиление Москвы, католизация Литвы

Переведите основное содержание текста в таблицу.

Татарский лучник После разгрома Золотой Орды Тимуром-Тамерланом (1395) Тохтамыш бежал на запад, во владения Литвы. Единство большей части Орды восстановил эмир Едигей (1395-1420) - глава особого улуса «ногайцев», который ставил на трон зависимых от него ханов. Однако после его гибели Орду вновь охватили войны за ханский престол, претенденты истребляли друг друга. Многие младшие представители ханского рода Чингизидов и знатные мурзы со своими семьями уезжали на более спокойные окраины. Кто-то переселялся на Русь, переходя на службу литовскому или московскому князю, большинство же стали отделять от Орды окраинные улусы, превращая их в самостоятельные государства: Крымское ханство (1420-е гг.), Ногайская Орда (1440-е гг.), Казанское ханство (1438), позднее - Сибирское, Узбекское и Казахское ханства. Оставшиеся центральные области Орды на Нижней Волге стали именовать Большой Ордой. Большинство жителей этих государств соседи продолжали называть «татарами». Сами же они чаще именовали себя по новым улусам: «ногаи», «узбеки», «казанцы», «крымцы». Однако по крайней мере знатные люди сохраняли представление о былом единстве наследников Золотой Орды, об общих традициях государства Чингисхана, о единстве языка (тюркского) и веры (ислама) от Крыма до Алтая.

Великий князь Литовский Витовт Тем временем в Великом княжестве Литовском и Русском, наоборот, при единстве государства усиливался раскол религиозный. После крещения Ягайло литовцев в католичество и союза с Польшей православные бояре и князья лишились своего влияния при дворе. Тех, кто переходил в католичество, освобожда ли от податей. Борьба православно-русской и католическо-польской «партий» привела к тому, что Ягайло остался королём Польши, а Великим князем Литовским стал его брат — Витовт (1392-1430). Он опирался на православных западных русичей, а свою дочь выдал за Великого князя Московского Василия I — повелителя восточной половины Руси. Стремясь расширить свои земли, Витовт отправлял литовско-западнорусские полки и против татар, и против московитов (занял Смоленск), и против немцев-крестоносцев. В 1410 г. под командованием Витовта объединённое войско литовцев, поляков, западных и отчасти восточных земель Руси, служилых татар разгромило рыцарей Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве, положив конец попыткам ордена захватить соседние земли. Во всех этих столкновениях западные русичи — предки белорусов и украинцев — продолжали называть себя «руськие», «русины». Они чётко отделяли себя не только от католиков (литовцев, поляков, немцев), но и от подданных московского князя, именуемых «московитами».

Икона «Чудо Георгия о змие». XV в. Именно Московское княжество стало в это время (первая половина XV в.) главным и признанным центром восточной половины Руси. Постоянно присоединяя мелкие соседние княжества, Василий I (1389-1425) приглашал к себе всё новых военных слуг («детей боярских», «дворян»), получавших от московского князя вотчины и поместья с крестьянами. Даже междоусобная война за московский престол, полыхавшая в годы правления князя Василия II Тёмного (1425-1462), не сумела поколебать могущество Москвы. Дядья и племянники Василия несколько раз изгоняли его из столицы, брали в плен, даже ослепили, но в итоге большая часть московских бояр и мелких землевладельцев вернула престол Василию II как прямому наследнику Дмитрия Донского. Независимые государства Руси - Новгород, Псков, Тверь, Рязань, Ростов, Ярославль - старались не перечить московскому князю, их жители всё чаще именовали себя просто «русскими». Однако сохранялась часть зависимости от наследника Золотой Орды — Большой Орды. Её хана московский князь продолжал именовать «царём» (верховным по отношению к князю титулом) и платил ему дань.

    Москва как исторический центр мира в глазах русичей XV в.

Икона «Спас Нерукотворный»

Жители Московского княжества всё чаще воспринимали свою столицу как центр всей Руси, центр православия, особенно после того, как в 1439 г. собор русских епископов в Москве отверг союз с католиками - Флорентийскую унию церквей, принятую Константинопольским патриархом. Русские священники отказались от патриаршего назначения митрополита и стали избирать его. Автокефальная (самостоятельная) Русская православная церковь получила основания считать себя единственной защитницей истинной веры. В условиях ожидаемого конца света в недалёком 1492 г. (7000 г. по счёту от Сотворения мира) это делало Русь и Москву центром всей человеческой истории, избранной Богом «на последние времена» борьбы сатаны и ангелов за души человеческие. В памяти сыновей и внуков тех, кто сражался на Куликовом поле, эта битва стала восприниматься не только как победа над степняками (Ордой), но и как победа православных над иноверцами, считавшимися слугами дьявола. Идея христианского единства всех русских людей отразилась не только в летописях, литературных сочинениях, но и в иконописи - в творениях Андрея Рублёва, в его знаменитой иконе «Троица».

Икона «Троица». А. Рублёв

Московское княжество 1390-1460-х гг.

Троицкий храм Троице-Сергиева монастыря

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru