Глава 7. Зарождение народов России (XIII-XV в.): от Руси и Орды до России и татарских ханств — как появились современные народы?
§ 23. Создание Российского государства: базовый уровень (окончание)
В значительной степени укреплению власти великого князя послужил его второй брак: в 1472 г. Иван III женился на племяннице последнего византийского императора - Софье Палеолог. Через греческую принцессу и её свиту на Русь переносились византийские церемонии и представления о «царской власти» наместника Бога на Земле.
Культура Руси от «Слова о погибели...» до кремлёвских соборов
В русской культуре XIII—XV вв. отчётливо прослеживаются два этапа, разделённые неким внутренним рубежом - Куликовской битвой 1380 г. Если для первого этапа характерны стагнация и уныние, неизбежные после долгих лет междоусобиц и страшного монгольского разорения, то после 1380 г. начинается динамичный подъём, рост гражданского самосознания, постепенное слияние местных иконописных и архитектурных школ в общемосковскую, общерусскую культуру.
В первый период большой популярностью пользовались былины и сказания, относящиеся к Киевской Руси, в которых рефреном звучала мысль о былом величии и единении. Пересказывались и переписывались новые сказания - «О разорении Рязани Батыем» (где описывался героизм последних защитников погибшей Рязани - Евпатия Коловрата и его дружины), «О невидимом граде Китеже» (городе, ушедшем под воду вместе с храбрыми защитниками).
С XIV в. вместо пергамена повсеместно начинают использовать бумагу. Как следствие, появилась возможность ускорения письма. На смену шрифту-уставу пришли сначала полуустав, затем скоропись, близкая к современному письму. В конце XIII - начале XIV в. возникают всё новые центры составления летописей и исторических хроник. С начала княжения Ивана Калиты летописание стало вестись и в Москве, а в царствование Ивана III, в 1479 г., был составлен единый Московский летописный свод, включивший в себя множество местных бытописаний.
Популярность у немногочисленных грамотных людей приобретают исторические повести: «О битве на Калке», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», жития митрополита Петра, Сергия Радонежского. Особым памятником стало «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, купца из Твери, - описание Индии, сделанное за 30 лет до путешествия Васко да Гамы.
В Новгороде и Пскове каменное строительство не прекращалось в годы татаро-монгольского ига. Материалом служил известняк. Изящный, лаконичный, скупой на украшения внешний облик северных храмов сочетался с их богатым внутренним убранством. В целом же на Руси вследствие экономического упадка и большого количества собираемой ордынской дани строительство долгое время почти не велось. В Московском княжестве первые новые постройки были возведены в XIV-XV столетиях. Дмитрий Донской в 1367 г. построил белокаменный Кремль (сильно пострадавший во время набега Тохтамыша). А нынешний облик кремлёвские стены и башни приобрели столетие спустя благодаря приглашённым Иваном III ведущим итальянским мастерам (Алевиз Новый, Бон Фрязин, Аристотель Фиораванти).
В XIV в. в Новгороде и в Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Высший подъём русского иконописного искусства связан с творчеством Андрея Рублёва. Совершенные образы «Троицы» символизируют мысль о единстве мира и человечества. Впоследствии произведения Андрея Рублёва и Феофана Грека стали каноническими образцами русской иконописи.
Сравнение развития культуры Руси и Западной Европы в конце Средневековья
Формулирование вывода и сравнение его с авторским
Во второй половине XV в. сформировалось единое централизованное Российское государство со столицей в Москве, которое освободилось от ордынской зависимости и было признано западными и восточными государствами.