|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 7. Зарождение народов России (XIII-XV в.): от Руси и Орды до России и татарских ханств — как появились современные народы?
§ 23. Создание Российского государства: углублённый уровень
Русские источники о России второй половины XV в.
Послание Вассиана, архиепископа Ростовского, Ивану III на реку Угру в 1480 г. (из Софийской второй летописи)Об источнике. Вассиан - ближайший советник Ивана III, священник, которому государь исповедовался, который крестил его детей. Послание было составлено осенью 1480 г., когда войска Ахмата и Ивана III противостояли друг другу на реке Угре и часть советников сомневалась, что великий князь Руси имеет право противостоять ордынскому царю - верховному правителю «от Бога», о здравии которого традиционно молились в русских церквах после Батыева нашествия. Вассиан впервые называет «царём» Ивана III. Текст послания сохранился в составе Софийской второй летописи, приводится в переводе на современный русский язык. Слыша, что князь великий хочет бежать от берега Угры, написал владыка Ростовский Вассиан великому князю на берег. «Благоверному и христолюбивому, благородному и Богом венчанному, и Богом утверждённому преславному государю Ивану Васильевичу всея Руси. <...> Дошло до слуха нашего, что прежние твои злые советники не перестают шептать в ухо твоё лживые слова и советуют тебе не противиться супостатам. Молюся твоей державе, не слушай такого их совета. Что советуют те льстецы, мнящие себя христианами? Повергнуть щиты свои и не сопротивляться окаянным сыроядцам? Продав своё отечество, как бегунам, скитаться по иным странам? <...> Уподобься прежде бывшим прародителям твоим, великим князьям: они не только Русскую землю боронили от поганых, но и иные страны принимали под власть свою. <...> В тебе же да подаст нам Господь освободителя христоимени- тым людям от поганого Ахмата и жезл силы пошлёт тебе Господь от Сиона, и одолеешь врагов своих. Твёрдое, и честное, и крепкое царство да даст Господь Бог в руки твои и сынам сынов твоих в род и род вовеки». Рассказы русских летописей XV-XVII веков. - М., 1976. С. 79-81.
Судебник 1497 г.Об источнике. Первое упоминание о Судебнике 1497 г. имеется в «Записках о Московии» австрийского дипломата Сигизмунда Гербер- штейна, бывшего послом императора Максимилиана I при дворе Василия III. Рукопись Судебника 1497 г. была обнаружена в 1817 г. П.М. Строевым и опубликована в 1819 г. Она остаётся до сих пор единственным известным списком Судебника и хранится в фонде Государственного древлехранилища Центрального государственного архива древних актов в Москве. Исследования показали, что сохранившийся единственный список Судебника 1497 г. был переписан с подлинника или с другого списка не менее чем тремя сменявшими друг друга писцами. Рукопись Судебника не имеет постатейной нумерации. Её текст подразделяется с помощью киноварных заголовков на 36 разделов, внутри которых имеются более мелкие подразделения - выполненные также киноварью инициалы. Статья 57. О христианском отказеПеревод. А крестьянам отказываться (переходить) из волости (в волость), из села в село в один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и в течение недели после Юрьева дня осеннего. Пожилое (плата за жительство) за дворы крестьяне пусть платят в полях (если жили на благоустроенных землях) из расчёта рубль за двор, а в лесах (пашни среди лесов - малоплодородные) - полтина за двор. А которой крестьянин поживёт за кем год да поидёт прочь, то он платит четверть двора, а два года поживёт да поидёт прочь, он полдвора платит; а три годы проживёт и поидёт прочь, то он платит три четверти двора, а четыре года поживёт, и он за весь двор платит.
|
|
|