|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 3. Величие Древнего мира (III тыс. до н.э. — середина I тыс.): от «медных» царств до «железных» империй — как в мир пришли мировые религии
§ 7. Феномен античной Греции: базовый уровень (продолжение)2) «Тёмные века», или «гомеровская Греция». XI—IX вв. до н.э. На три столетия жители Греции вернулись к первобытному строю, забыли старую иероглифическую письменность, и лишь передаваемые из уст в уста поэмы слепого певца Гомера о Троянской войне — «Илиада» и «Одиссея» — напоминали о былом величии микенской цивилизации. 3) Архаический период. VIII—VI вв. до н.э.
В Греции вновь сложилась цивилизация, но уже принципиально иная. В горных приморских долинах выросли полисы (города- государства): Афины, Спарта, Фивы и т.д. Они были небольшими, в среднем 10 км2 с населением в 5000-10 000 человек. В центре - город, в округе несколько посёлков, жители которых — также граждане города. Основа экономики - небольшие частные хозяйства свободных общинников, которые часть зерна, винограда или оливок привозили на продажу в город. В городе ремесленные мастерские торговали посудой, тканями, орудиями, вином, маслом; строились морские корабли для торговли с другими полисами и странами. В отличие от древневосточных монархий с их жёсткой социальной пирамидой, здесь богатые и бедные, знать и простые горожане составляли одну гражданскую общину, где обладали равными правами: владеть землёй, защищать полис, участвовать в управлении государством через народное собрание и выборы временных должностных лиц. В полисах зародилась республика как форма государства и демократия (от греческих слов «народ» и «власть») как политический режим. Каждый из нескольких сотен полисов был самостоятельным государством. При этом все граждане ощущали культурно-этническое единство Эллады, выраженное в общем языке (на основе финикийского был разработан греческий алфавит), в единой религии с главным религиозным праздником — Олимпийскими играми, проводимыми с 776 г. до н.э. Это единство не нарушилось, когда греческие полисы, избавляясь от растущего населения, начали Великую греческую колонизацию - переселение на берега Средиземного и Чёрного морей. Прочие народы греки именовали варварами, за то, что те не были знакомы с их ценностями и культурой. 4) Классический период. V-IV вв. до н.э. Начался с первого в истории противостояния Востока и Запада. Крупнейшая деспотия - Персидское царство - попыталась завоевать маленькие греческие полисы. В ходе Греко-персидских войн (500-449 гг. до н.э.) объединённые силы греков не только отразили нашествие, но и сумели освободить своих сородичей, живших на азиатском берегу Эгейского моря. На это время приходится расцвет древнегреческой цивилизации, создание шедевров литературы, театра, архитектуры, искусства, науки. Одновременно начинается расцвет демократии в Афинском полисе, про который его многолетний избираемый лидер Перикл говорил: «...Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами, скорее, служим образцом.» После Греко-персидских войн полисы были полны дешёвыми рабами, которые работали как в мелких земледельческих хозяйствах, так и на рудниках, крупных производствах, на кораблях. Труд рабов обеспечивал свободным гражданам нужную в хозяйстве рабочую силу и давал время для участия в демократическом управлении. В отличие от Древнего Востока, где рабов считали несвободными, но людьми, в Греции их называли просто «говорящими орудиями». К концу классического периода большинство полисов оказалось охвачено конфликтами между богатыми и бедными, сторонниками демократии и аристократии (власти лучших). 5) Период эллинизма. 30-е годы IV в. до н.э. - I в. до н.э. Начался с покорения греческих полисов Македонским царством и завоевания войсками Александра Македонского огромного Персидского царства. Половина цивилизаций Востока (Египет, Западная и Средняя Азия) подчинились грекам, и начался этап слияния античной (западной) и древневосточной культур. Греки шли в поход на Восток, собираясь отомстить «восточным варварам». Они несли культуру «настоящей цивилизации» в мир, который, с их точки зрения, не знал свободы личности и равноправия граждан. Античное наследиеСравните, чем античная, полисная система ценностей отличается от древневосточной. Какие античные ценности были восприняты в современном мире? Безусловно ли разделяют их все части человечества? Сделайте вывод: почему человечество разделено на Запад и Восток? В греческих полисах сформировалась особая гражданская система ценностей. Её основой для греков был родной полис — город- государство, внутри которого каждый чувствовал себя защищённым и обладавшим гражданскими (на земельный участок, на помощь в случае беды и т.д.) и политическими правами (принимать законы на Народном собрании, определять судьбу Родины вместе с согражданами, свободно высказываться). Полис обеспечивал ещё и личную свободу - право самому выбирать свою судьбу, трудиться и торговать. Важнейшей гражданской ценностью становилось чувство патриотизма — любви к своему городу, готовности заботиться и благоустраивать его, защищать с оружием в руках. Для участия свободного гражданина в торговле, демократическом управлении, защите города ценными стали грамотность, образованность, физическая тренированность. Именно этими качествами должен был обладать идеальный гражданин.
|
|
|