|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 4. Суровость раннего Средневековья: от гибели древних цивилизаций до утверждения мировых религий — почему мир разделён на разные культуры?
§ 9. Рождение Средневековья: базовый уровень (окончание)Феодальный ЗападВыделите главные особенности феодального Запада и сделайте вывод по проблеме. Иначе складывалась история западнохристианского мира. В VI—VIII вв. германцы на римских землях постепенно принимали христианство и усваивали отдельные сохранившиеся достижения античной культуры: трёхпольный севооборот, колёсный плуг, виноградарство, каменное строительство, римское право с его представлениями о частной собственности. Под влиянием римских законов в варварских королевствах были созданы свои своды — «варварские правды». Потомки римских аристократов и варваров-дружинников, а также христианские епископы и монастыри образовали новый слой господ-сеньоров — крупных землевладельцев-феодалов, на полях которых работали зависимые крестьяне. В число последних попадали как потомки римских колонов и потерявших свободу граждан, так и обедневшие германцы-общинники, отдавшие себя и свои земли под покровительство богатых сеньоров. И те и другие получали от феодалов защиту от разбойников и голода, право пользования землёй (жить на ней и растить себе урожай). За это они обязывались нести феодальную ренту: отдавать хозяину земли часть урожая и приплода скота (оброк), работать часть дней в году не на своём, а на господском поле (барщина). При этом каждая сеньория (несколько деревень с центром в замке-усадьбе) вела натуральное хозяйство, т.е. производила всё нужное для жизни внутри себя, не нуждаясь в постоянной торговле с соседями. Варварские королевства просуществовали недолго. Достаточно прочным оказалось лишь одно из них — Франкское на территории Галлии. В VIII в. правитель королевства Карл Мартелл (715-741) в дополнение к пешему ополчению создал постоянную армию из конных тяжеловооружённых воинов — рыцарей. Они считались слугами — вассалами правителя. Им выдавалась земля — деревня с крестьянами под условие и на срок несения военной службы. Крестьяне обеспечивали рыцаря всем необходимым (едой, одеждой, возможностью купить коня и доспехи). При наследниках Мартелла, ставших франкскими королями династии Каролингов, выданная воинам земля стала переходить по наследству в том случае, если наследник рыцаря-вассала соглашался нести ту же службу, что и его предшественник. Именно такие владения и называли феодами (или ленами). Так в Европе возникли специфические личностные вассальные отношения службы и покровительства между сеньором (господином земли) и вассалом (держателем-феодалом), скреплявшиеся взаимной клятвой верности со стороны вассала и покровительства со стороны сеньора. Во времена Карла Мартелла эти отношения только зарождались. Основой войска ещё оставалось пешее ополчение свободных франков, общинников-крестьян. Тем не менее именно удар конных воинов (предшественников рыцарей-феодалов) обеспечил победу франков над арабами в битве при Пуатье (732 г.). Эта победа остановила продвижение в Европу арабов-мусульман. При внуке Мартелла — Карле Великом (768—814) конное ополчение рыцарей-феодалов обеспечило присоединение к Франкскому королевству обширных земель. В Италии было уничтожено королевство варваров-лангобардов. Северную часть Испании удалось отбить у арабов-мусульман. За бывшими римскими границами по Рейну и Дунаю были покорены земли языческих племён: германцев (саксов), славян (словенцев, хорватов, чехов), тюрков-аваров. В 800 г. Карл Великий принял от римского папы императорскую корону. Западнохристианский мир (кроме Британии, сохранившей свои англо-саксонские королевства) вновь объединился в империю.
|
|
|