|
|
|
Глава 5. Страны католической Европы. XI—XV века
§ 20. Границы Священной империи (окончание)Чехия и Гуситские войныПредставьте, что в середине XV века на торговой ярмарке чешский купец-гусит и немецкий купец заключили взаимовыгодную сделку. Во время дружеской пирушки по этому случаю оба заспорили о значении немцев для Чехии — опишите их спор. Сделайте вывод о значении немецкой колонизации. К XI веку Чехия из племенного княжества превратилась в настоящее королевство с сословием рыцарей (паны и воины), на землях которых жили зависимые крестьяне, платившие оброк и отрабатывавшие барщину. Однако большинство чешских крестьян оставались свободными общинниками, и рабочих рук панам не хватало. Между тем по другую сторону чешских гор, в Германии, было много безземельных крестьян и разорившихся ремесленников. В XIII веке чешские паны начинают зазывать их к себе, предоставляя землю, дома и беря за это оброк. Одновременно и чешские короли из династии Пжемысловичей приглашают к себе на службу немецких рыцарей. Постепенно жители городов и феодальных замков в большинстве своём стали потомками немецких колонистов или чехов, перенявших немецкий язык, одежду, рыцарские правила, песни и легенды. Крестьяне же и городская беднота оставались славянами. К XIV веку на склонах чешских гор во множестве появляются большие и малые города, по соседству с которыми добывают железо и серебро. Многие из этих городов добиваются самоуправления, а среди их жителей становится всё больше че- хов-славян. В это же время чешскую корону унаследовал немец Карл I Люксембург (1346—1378). Он являлся также германским императором (под именем Карл IV), однако современники называли его «отчимом империи и отцом Чехии». В своём славянском королевстве Карл перестроил и украсил столицу — Прагу — и основал в ней Пражский университет.
Тем не менее спустя 40 лет чешские купцы, ремесленники, студенты, приходское духовенство стали выступать против того, что власть в городах принадлежит немецким купцам, а в церкви — немецким епископам. В Пражском университете сотни людей собирались послушать выступления магистра наук Яна Гуса. Он заявлял, что преподавание и церковные проповеди должны вестись на чешском языке, что церковь — это вся община верующих, без особого положения духовенства. Так, по мнению Гуса, миряне во время главной церковной службы должны причащаться не только хлебом («Телом Христовым»), но и, как священники, — вином («Кровью Христовой»). Церковь должна вернуться к первоначальной скромности и бедности — отказаться от земель с крестьянами, от дорогих украшений. Католические епископы предложили Яну Гусу обсудить его учение на церковном соборе, а император Сигизмунд выдал ему грамоту, обещавшую охранять его жизнь. Тем не менее собор признал Гуса еретиком. В 1415 году чешского учёного сожгли на костре.
В ответ в чешских горах начинают собираться отряды крестьян, ремесленников, мелких рыцарей и священников, объединённых идеями Гуса, — их называют гуси́тами. Пламенные проповедники объявляют собравшимся людям, что наступает «царство божие на земле» - больше не будет ни богатых, ни бедных, ни жестоких властей и все христиане соединятся. Во главе вооружённых отрядов гуситов встал Ян Жижка — простолюдин, впоследствии посвящённый в рыцари. По всей Чехии гуситы захватывают города, изгоняют из них немцев, предоставляют право выбирать городские советы всем жителям до последнего бедняка, отменяют часть налогов. В 1420 году император Си- гизмунд возглавил Крестовый поход немецких рыцарей против еретиков-гуситов. Однако Яну Жижке удалось не только вооружить чешское простонародье, но и обучить всех мужчин военному делу. К 1431 году немецкие рыцари были разбиты и изгнаны из Чехии. Впоследствии император всё-таки принудил вождей гуситов примириться с ним, но с немецким засильем чехи больше мириться не желали. Сравниваем свой вывод с авторским
Ключевые слова: Тевтонский орден. Применяем знания Найди символы немецких крестоносцев и их противников и в текстовом или графическом редакторе сделай рисунок (схему), отображающую события немецкого «натиска на Восток».
|
|
|