Главная >> История Средних веков. 6 класс. Данилов

Глава 2. Восток христианского мира. V—XI века

§ 5. Византийская империя (окончание)

Обедневшие в ходе войн византийские крестьяне всё чаще попадают в зависимость от крупных землевладельцев. Теперь на их полях крестьяне выращивают большую часть продуктов, которыми снабжаются города империи. С X века в Византии ни сенат (собрание знати и высших чиновников), ни народ Константинополя больше не участвуют в избрании императора. Главной и единственной становится церемония венчания на царство (ещё с V века), согласно которой корону на василевса возлагает глава византийской церкви — патриарх Константинопольский. Он же совершает над императором обряд миропомазания душистым маслом — ми́ром. У древних евреев считалось, что это даёт человеку поддержку духовных сил. В христианстве так стали поступать с каждым младенцем при крещении, передавая ему Божественную благодать. Помазание императора означало, что он получает благословение на управление земным царством и отвечает за это перед «Царём Небесным» — Господом Богом.

Византия становится «греческой империей».

Византия — империя ромеев

Православная империя эллинов

    Сравни культурные достижения и традиции Византии и раннесредневековой Западной Европы: чем можно объяснить отличия? Сделай вывод об отличиях христиан Запада и Востока.

В городах, монастырях и даже деревнях продолжали работать частные начальные школы. Состоятельные родители отдавали сюда за плату детей 6—9 лет. Их учили читать и писать по античным произведениям Гоме́ра, Эзсо́па, Аристо́теля, которые постепенно вытеснялись текстами Библии и житиями христианских святых. В результате каждый десятый житель Византии мог написать своё имя, в то время как в Западной Европе это умел делать лишь каждый тысячный. В Константинополе было несколько школ (в том числе высшая — для чиновников), в которых преподавались философия, математика, астрономия, география и история. Здесь переписывали и читали произведения многих античных авторов, давно забытых на Западе.

Тем не менее немногие образованные священники и монахи, которые приезжали с полуварварского Запада в блистательный Константинополь, утверждали, что главный путь к божественным истинам лежит через разум. Чувства же — зрение, осязание, внутренние переживания — могут обмануть человека. Поэтому западные священники стремились доказать верующим истинность христианства логическими рассуждениями, разумными обоснованиями и аргументированными доказательствами. Однако византийские христиане считали, что чувственное, духовное восприятие Бога важнее и совершеннее разума.

Поэтому самым важным видом искусства в Византии становятся иконы (от греческого слова «образ») — христианские изображения, образы Христа, Богоматери, святых и других духовных сил. Написанные красками на деревянных досках, иконы должны были передавать не внешнее телесное сходство, а духовное содержание - чувства и мысли. Создавая икону, иконописец погружался в молитвы, надеясь на помощь высших сил. Он верил, что Бог, Богоматерь, святой, которых он пишет, сами «водят его рукой» и часть их духовной силы передаётся иконе, которая становится как бы окном из земного мира в мир небесный, духовный. Молитва, обращённая к такой иконе, могла быть услышана тем, чей образ она представляла. И в ответ на молитву духовная сила святого устремлялась в земной мир и творила чудо — исцеляла от болезни, отводила враждебное войско от города, помогала преодолеть в себе ненависть и злобу. Иконы, способные творить подобные чудеса, называли чудотворными и говорили о них: «Поклоняющийся иконе поклоняется изображённому на ней».

Христос Вседержитель

Сложились особые правила (каноны) и́конописи. Большие выразительные глаза устремлены на верующего, словно следят за человеком, с какой бы стороны он ни смотрел на икону. Высокий лоб, утончённые черты лица и удлинённые пропорции фигуры должны были подчеркнуть высокие помыслы. Чтобы святые были узнаваемы, Иоанна Златоуста, например, изображали русым и с короткой бородой, а Василия Великого - черноволосым, с заострённой бородой. Тело намеренно скрывалось под ниспадающими одеждами.

Иконописцы искали способы, с помощью которых верующий мог почувствовать, что перед ним не земной, а небесный духовный мир. Правильную перспективу заменяет обратная (то, что находится ближе к зрителю, изображается меньшим, чем то, что вдалеке), вместо естественного пейзажа появляется золотой фон «божественного света», мелкие детали, жесты фигур, цвета приобретают скрытый смысл, что позволяет читать византийские иконы как философские книги.

    Сравниваем свой вывод с авторским

В Византийской империи римские традиции сочетались с достижениями христианского общества и культуры.

Ключевые слова: Византия, Юстиниан, храм Святой Софии, иконы.

    Применяем знания

Как ты думаешь, правы ли были византийцы, считая себя римлянами — ромеями?

В тетради начни заполнять таблицу «Особенности средневековых цивилизаций»: какие записи про Запад и Восток христианского мира ты уже можешь сделать?

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru