Главная >> Литература 5 класс. Коровина. Часть 1

Размышляем о прочитанном

А. П. Чехов. «Хирургия»

Размышляем о прочитанном

1. О какой хирургии рассказывает А. П. Чехов?

2. Что побудило писателя к созданию этого произведения — собственная инсценировка, игра, наблюдение врача Архангельского или... собственные размышления о провинциальных лекарях?

3. Как выглядела земская больница? Каковы были пациенты? Какие чувства вызывает чеховский рассказ?

4. Внимательно прочитайте рассказ и подготовьте его к чтению по ролям, к инсценированному чтению. Какими предстают фельдшер и больной? Кто из них вызывает больше смеха или сочувствия?

5. Можно ли назвать рассказ юмористическим? На чём основан юмор этого рассказа? Подумайте, какими средствами писатель создаёт юмористическую ситуацию. Вспомним, что юмор — изображение смешного, высмеивание недостатков в человеке и в жизни общества. Почему нам хочется смеяться, но в то же время появляется и грустное чувство? Отчего это происходит?

Проект

К чеховскому вечеру или к вечеру юмора в школе подготовьте инсценированное чтение рассказов Чехова, а также электронную презентацию «Иллюстрации к рассказам А. П. Чехова».

Литература и изобразительное искусство

Как художники иллюстрировали рассказы Чехова? Чем интересны иллюстрации? На что в первую очередь художники обращают внимание? Какие средства создания юмористических образов используют художники-иллюстраторы?

Фонохрестоматия

А. П. Чехов. «Хирургия»

1. Расскажите о внешности героев, манере говорить, двигаться, выдавать свои чувства. Помогло ли вам чтение актёров представить внешность персонажей?

2. Как меняется поведение дьячка и его отношение к фельдшеру? Как эти изменения передаёт актёр?

3. Меняется ли поведение фельдшера? Почему ему важнее рассказать об общении с помещиком Египетским, чем сосредоточиться на зубе дьячка?

4. Жалко ли вам дьячка? Изменилось ли ваше отношение к фельдшеру?

5. Смешной или грустный рассказ «Хирургия»?

6. Кто из актёров, читающих слова автора, дьячка и фельдшера, кажется вам наиболее убедительным в исполнении выбранной роли? Почему?

7. Подготовьте чтение рассказа по ролям.

Будьте внимательны к слову

Обратите внимание на действия фельдшера («берёт козью ножку, минуту смотрит на неё вопросительно, потом кладёт и берёт щипцы»). О чём эти действия рассказывают читателю?

О чём говорит фельдшер на протяжении всей процедуры с зубом? Какова его речь? Много ли слов в его лексиконе?

Какой можно сделать вывод о его культуре, его умении?

 

 

???????@Mail.ru