Главная >> Литература 5 класс. Коровина. Часть 2

Стихи, и как читать их вслух

Несколько советов известного чтеца Якова Михайловича Смоленского (окончание)

Анализируя любое стихотворение или стихотворный отрывок, особое внимание надо обращать на короткие, широко звучащие строчки. В них большей частью содержится та или иная смысловая вершина.

Всем без исключения мы настойчиво рекомендуем пристально вглядываться и вслушиваться в стих, проникая не только в глубину его мысли, но и в способ его построения. Без этого самая прекрасная мысль не может быть выражена.

И читать. Как можно больше читать и вслух, и про себя. Ничто так не воспитывает вкус и всевозможные навыки, как чтение.

Кроме того, рифма — полное созвучие одного или нескольких слогов. Существуют парная, кольцевая, или опоясывающая, перекрёстная рифмы, которые учитываются при чтении.

С самого детства перед человеком, подобно миру природы, простирается широкий мир поэзии. Каждый по-своему видит и чувствует родную природу: один ярче и сильнее, другой спокойнее реагирует на окружающую нас красоту. Это зависит от индивидуальных склонностей, от среды, воспитания. Так же и с поэзией...

Истинные любители поэзии, за всю жизнь не написавшие ни одной строчки, могут чувствовать поэзию в стихах, в природе, в человеческих проявлениях не менее сильно. Один из интереснейших поэтов Евгений Винокуров говорит: «Поэзия — это то, что входит в кровь читателя, оседает в ней...» Исполнитель стихов не может не быть любителем поэзии.

Прежде чем принимать вещь... к исполнению, нужно не только глубоко вдуматься в неё, но и найти в ней нечто такое, что порой даже неосознанно заволнует тебя. Если этот процесс не произойдёт — не будет правды в исполнении.

Учимся читать выразительно

1. Вы прочитали небольшой отрывок из статьи Я. М. Смоленского «Стихи, и как читать их вслух».

Что вы взяли бы себе на вооружение при подготовке чтения стихотворений наизусть? Какие советы вам особенно пригодились бы:

    — правильно выбрать стихотворение, глубоко вдуматься и изучить его;

    — осмыслить ритм («Ритм сам по себе несёт некую повышенную эмоциональность»), логические ударения, паузы;

    — понять особую магию слов (бытовых и возвышенных) избранного стихотворения;

    — осознать чувства и интонации, которыми пронизано избранное для чтения произведение;

    — найти в себе ответные чувства на то, что высказано автором?

2. Что вы прежде всего принимаете во внимание при подготовке выразительного чтения стихотворения?

3. Подготовьте к конкурсному чтению своё любимое стихотворение.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru