Главная >> Литература 5 класс. Часть 2. Коровина

C. А. Есенин

Стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями...»

    Низкий дом с голубыми ставнями,
    Не забыть мне тебя никогда, —
    Слишком были такими недавними
    Отзвучавшие в сумрак года.

    До сегодня ещё мне снится
    Наше поле, луга и лес,
    Принакрытые сереньким ситцем
    Этих северных бедных небес.

    Восхищаться уж я не умею
    И пропасть не хотел бы в глуши,
    Но, наверно, навеки имею
    Нежность грустную русской души.

    Полюбил я седых журавлей
    С их курлыканьем в тощие дали,
    Потому что в просторах полей
    Они сытных хлебов не видали.

    Только видели березь да цветь,
    Да ракитник, кривой и безлистый,
    Да разбойные слышали свисты,
    От которых легко умереть.

    Как бы я и хотел не любить,
    Все равно не могу научиться,
    И под этим дешёвеньким ситцем
    Ты мила мне, родимая выть1.

    Потому так и днями недавними
    Уж не юные веют года...
    Низкий дом с голубыми ставнями,
    Не забыть мне тебя никогда.

      1 Выть — диалектное рязанское слово, обозначающее вспаханное поле, пашню.

    1924

Фонохрестоматия

«Низкий дом с голубыми ставнями...»

1. Отличаются ли интонации стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями...» от интонаций стихотворения «Я покинул родимый дом...»?

2. В каком стихотворении больше светлой безмятежной грусти? В каком — чувства поэта обострены и картина Родины дана без прикрас, со всей её бедностью и неяркостью? Как это передаётся в актёрском чтении?

3. Какое общее чувство объединяет эти два стихотворения? Подготовьтесь к их выразительному чтению, передав чувство любви поэта к Родине.

Размышляем о прочитанном

1. Прочитайте вслух оба стихотворения. Услышали ли вы разницу в звучании стихов, в ритме стихотворений? В каком стихотворении ритм более быстрый, подвижный, динамичный? В каком — более медленный, размеренный, неторопливый? Как вы думаете почему?

2. Какие пейзажные образы помогают поэту сделать зрительно воспринимаемыми воспоминания о матери и отце в стихотворении «Я покинул родимый дом...»?

3. В каком стихотворении родная природа видится более возвышенной, сказочной, а в каком — более обычной, повседневной, неяркой? Как вы думаете почему?

4. Отличаются ли чувства поэта к родному краю в этих стихотворениях? Как объясняет поэт свою непроходящую любовь к Родине? Подтвердите свой ответ цитатой из текста стихотворения

5. Какие слова или словосочетания вы могли бы назвать «есенинскими», характерными только для этого поэта? Как вы понимаете эти слова? Найдите их в тексте стихотворений.

6. Обратите внимание на способ рифмовки в четверостишиях стихотворений. В каком из стихотворений выдержан один способ рифмовки, а в каком сочетаются две разные рифмовки?

7. Как вы считаете, почему строки:

    Низкий дом с голубыми ставнями,
    Не забыть мне тебя никогда —

в первом четверостишии оказываются первыми, а в завершающем — последними?

8. Выучите наизусть одно из стихотворений С. Есенина о родном крае.

9. Какие стихотворения С. Есенина вы слышали в исполнении актёров? Какие из них вам запомнились? Почему?

10. Подготовьте отзыв об актёрском чтении одного из стихотворений С. Есенина.

Проект

Проведите в классе конкурс иллюстраций к стихотворениям С. Есенина, в котором его участники выступили бы с устной защитой своих работ, с выразительным чтением стихотворений, которые они иллюстрировали.

 

 

???????@Mail.ru