Главная >> Литература 6 класс. Коровина. Часть 2

В. М. Шукшин

Критики (страница 6)

Отец оттолкнул Петьку, а Кибяков засмеялся.

— Жалко дедушку-то? Сча-ас мы его в тюрьму посадим. Сча-ас...

Петька заплакал ещё громче. Мать увела его в уголок и стала уговаривать.

— Ничего не будет е ним, что ты плачешь-то? Переночует там ночь и придёт. А завтра стыдно будет. Не плачь, сынок.

Деда обули и повели из избы. Петька заплакал навзрыд. Городская тётя подошла к ним и тоже стала уговаривать Петьку.

— Что ты, Петенька? В отрезвитель ведь его повели- то, в отрезвитель! Он же придёт скоро. У нас в Москве знаешь сколько водят в отрезвитель!..

Петька вспомнил, что это она, тётя, привела милиционера, грубо оттолкнул её от себя, залез на печку и там долго ещё горько плакал, уткнувшись лицом в подушку.

Размышляем о прочитанном

1. Почему рассказ называется «Критики»?

2. Что объединяло подростка Петьку и его деда?

3. В чём взгляды на кино деда и Петьки совпадали? Случались ли разногласия в их оценке фильма или кино- героя? В чём? Почему?

4. Как вы думаете, почему «со взрослыми дед редко спорил об искусстве...»?

5. Почему деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним?

6. Перечитайте текст протокола, составленного милиционером Ермолаем Кибяковым. Почему этот текст вызывает улыбку, какими языковыми средствами создаётся комическая ситуация?

7. Почему рассказ заканчивается словами, что Петька «долго ещё плакал, уткнувшись лицом в подушку»?

Творческое задание

Подготовьте устный пересказ «Критиков» от лица Петьки. Постарайтесь при пересказе передать характер взаимоотношений внука и деда, оценку Петькой конфликтной ситуации между дедом и городскими гостями, причину его горьких рыданий в финале рассказа.

* * *

Прослушайте вместе с родителями рассказ В. М. Шукшина «Срезал» в исполнении актёра Анатолия Вологдина. Попробуйте совместно ответить на вопросы, помещённые в рубрике «Слушаем актёрское чтение».

Фонохрестоматия

В. М. Шукшин. «Срезал»

1. Как вы думаете, почему Шукшин дважды говорит, что Журавлёвы встретили Глеба и пришедших с ним мужиков «радушно»?

2. Чьё поведение во время «научного диспута» более естественное? Почему?

3. Как меняется интонация Глеба Капустина по мере продолжения разговора с кандидатами наук? Что звучит в голосе Глеба в конце разговора?

4. Почему мужики не любили Глеба?

5. Как вы думаете, в чём причина жестокости Глеба к «знаменитым» людям? Почему ему так хотелось их «щёлкнуть по носу»?

6. Подготовьте выразительное чтение «научного спора». Постарайтесь при этом передать движение чувств и настроений участников: от осторожного «прощупывания» ситуации до торжествующего злорадного поучения у Глеба; от добродушного удивления до негодования у кандидата наук.

<<< Страница 5

 

 

???????@Mail.ru