|
|
|
В. М. Шукшин
Критики (страница 6)Отец оттолкнул Петьку, а Кибяков засмеялся. — Жалко дедушку-то? Сча-ас мы его в тюрьму посадим. Сча-ас... Петька заплакал ещё громче. Мать увела его в уголок и стала уговаривать. — Ничего не будет е ним, что ты плачешь-то? Переночует там ночь и придёт. А завтра стыдно будет. Не плачь, сынок. Деда обули и повели из избы. Петька заплакал навзрыд. Городская тётя подошла к ним и тоже стала уговаривать Петьку. — Что ты, Петенька? В отрезвитель ведь его повели- то, в отрезвитель! Он же придёт скоро. У нас в Москве знаешь сколько водят в отрезвитель!.. Петька вспомнил, что это она, тётя, привела милиционера, грубо оттолкнул её от себя, залез на печку и там долго ещё горько плакал, уткнувшись лицом в подушку. Размышляем о прочитанном 1. Почему рассказ называется «Критики»? 2. Что объединяло подростка Петьку и его деда? 3. В чём взгляды на кино деда и Петьки совпадали? Случались ли разногласия в их оценке фильма или кино- героя? В чём? Почему? 4. Как вы думаете, почему «со взрослыми дед редко спорил об искусстве...»? 5. Почему деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним? 6. Перечитайте текст протокола, составленного милиционером Ермолаем Кибяковым. Почему этот текст вызывает улыбку, какими языковыми средствами создаётся комическая ситуация? 7. Почему рассказ заканчивается словами, что Петька «долго ещё плакал, уткнувшись лицом в подушку»? Творческое задание Подготовьте устный пересказ «Критиков» от лица Петьки. Постарайтесь при пересказе передать характер взаимоотношений внука и деда, оценку Петькой конфликтной ситуации между дедом и городскими гостями, причину его горьких рыданий в финале рассказа. * * * Прослушайте вместе с родителями рассказ В. М. Шукшина «Срезал» в исполнении актёра Анатолия Вологдина. Попробуйте совместно ответить на вопросы, помещённые в рубрике «Слушаем актёрское чтение». Фонохрестоматия В. М. Шукшин. «Срезал»1. Как вы думаете, почему Шукшин дважды говорит, что Журавлёвы встретили Глеба и пришедших с ним мужиков «радушно»? 2. Чьё поведение во время «научного диспута» более естественное? Почему? 3. Как меняется интонация Глеба Капустина по мере продолжения разговора с кандидатами наук? Что звучит в голосе Глеба в конце разговора? 4. Почему мужики не любили Глеба? 5. Как вы думаете, в чём причина жестокости Глеба к «знаменитым» людям? Почему ему так хотелось их «щёлкнуть по носу»? 6. Подготовьте выразительное чтение «научного спора». Постарайтесь при этом передать движение чувств и настроений участников: от осторожного «прощупывания» ситуации до торжествующего злорадного поучения у Глеба; от добродушного удивления до негодования у кандидата наук.
|
|
|