|
|
|
Ф. И. Тютчев
Стихотворение «Неохотно и несмело...»«Неохотно и несмело...» Тютчев часто изображал природу в её промежуточных состояниях — в переходе от весны к лету, от лета к осени, от осени к зиме, от зимы к весне или от ночи к утру, от дня к вечеру и от вечера к ночи. В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы. В стихотворении «Неохотно и несмело...» робкое солнце освещает и греет поля. Но вот приходит весенняя гроза, и наступление весны, её победа над зимой становятся ощутимее и очевиднее. Очистительная гроза сметает оставшуюся после зимы пыль с полей, промывает всё вокруг, и природа предстаёт обновлённой, прекрасной и сама в смущении удивляется этому чудному преображению. Теперь уже никак нельзя сомневаться, что весна пришла и начала своё победное шествие по воскресшей от зимней спячки земле. * * * Неохотно и несмело
Ветра тёплого порывы,
Вот пробилась из-за тучи
Чаще капли дождевые,
Солнце раз ещё взглянуло
1. Какие картины природы видятся вам при чтении стихотворения? Какое настроение передаёт вам поэт? 2. Найдите эпитеты, сравнения, которые помогают нарисовать автору картину наступающей грозы и всепобеждающего солнца. 3. Какой приём используется поэтом в поэтических выражениях: «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «Солнце раз ещё взглянуло исподлобья на поля, и в сиянье потонула вся смятенная земля»? Что с помощью этого приёма достигается? 4. Использован ли в стихотворении приём звукописи? Если использован, то с какой целью?
«Неохотно и несмело...»1. Как актёр передаёт нарастание стремительности грозы? Какие выразительные средства художественного чтения помогают в этом? 2. В первой и последней строфах описывается освещённая солнцем земля. В чём различие этих картин? Как это различие передаёт актёр? 3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, передав смену переживаний лирического героя.
|
|
|