К статуе Петра Великого. Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года
К статуе Петра Великого
Елиеавета здесь воздвигла зрак Петров
К утехе россов всех, но кто он был таков,
Гласит сей град и флот, художества и войски,
Гражданские труды и подвиги геройски.
ОДА
на день восшествия на всероссийский престол
Ее Величества Государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года
Отрывок
...О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает.
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных
Платонов И быстрых разумом
Певтонов Российская земля рождать.
Науки юношей питают.
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде...
Вопросы
1. К каким «штилям» относятся приведенные в учебнике произведения Ломоносова?
2. Какова главная мысль каждого из них?
3. Какие труды Ломоносова вам известны?
Обогащайте свою речь
1. Посмотрите в словаре литературоведческих терминов значение слов ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма. Вспомните, к каким «штилям» относит эти жанры великий ученый и поэт. Какие слова придают прочитанным текстам особую торжественность?
2. Приведите примеры, в каких случаях можно непольаоватъ в современной речи слова слыл, дерзать, утеха. Как вы понимаете строки: ...может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать. Пауки юношей питают. Отраду старым подают?
3. Составьте небольшой словарь устаревших слов.
4. Составьте рассказ о поэте, опираясь на прочитанные произведения и статьи.
5. Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений или одной из од, подумайте над «похвальным словом Ломоносову поэту, ученому, общественному деятелю».