Главная >> Литература 7 класс. Коровина. Часть 1

А. С. Пушкин

Песнь о вещем Олеге (окончание)

    Вопросы и задания

    1. Подготовьте развернутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя? Сравните тексты баллады и летописи. В чем вы видите разницу и что в них общего?

    2. Как раскрываются отношения «могучего владыки» и «мудрого старца» в их диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор?

    3. Литературоведы считают, что словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей... Согласны ли вы с этим суждением?

    4. Читателю всегда интересно отношение автора к своим произведениям. Так, в письме к А. Бестужеву Л. С. Пушкин пишет: «Тебе, кажется, „Олег” не нравится; напрасно. Товарищеская любонь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и про исшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».

    Как бы вы оценили в собственном отзыве «Песнь о вещем Олеге» Пушкина?

    5. Во многих случаях Пушкин обыгрывает прощание с конем драматургически (как в пьесе, в фильме), указывая на жесты, позу, поведение, состояние, настроение. Приведите примеры. Как это отражено в иллюстрациях В. Васнецова?

    Какие еще литературные приемы делают балладу рассказом о старине живым и эмоциональным, торжественным и проникновенным?

    Развивайте дар слова

    1. Подумайте, с какой целью в балладе используются устаревшие слова (тризнa, чело, секира и др.) и как можно объяснить появление не соответствующих седой старине слов «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель» и пр.

    2. Объясните слово «вещий». К кому в большей степени, по вашему мнению, оно относится (к князю или к кудеснику)?

    3. Известно, что в черновом варианте были слова «престарелый кудесник», в окончательном — «вдохновенный кудесник». Что меняется в представлении о характере героя с заменой одного слова?

    4. Большое место в балладе отводится прощанию князя с коном, воспоминаниям о нем. И здесь замечаем поиск позтом нужного слова. В первоначальном тексте читаем: «Он по полю едет на смирном коне», в окончательной редакции: «Князь по полю едет на верном коне». Что достигается заменой слова?

    Обогащайте свою речь

    1. Вы прочитали летопись и пушкинский текст «Песни о вещем Олеге». Какой из этих текстов лучше пересказать, какой — инсценировать или прочитать но ролям? Какие произведения изобразительного искусства предпочтительнее для каждого из текстов (иллюстрации, памятники, портреты героев)?

    2. Подготовьте балладу к выразительному чтению в классе, пе редайте при чтении собственное отношение к событиям и героям.

    3. Рассмотрите иллюстрацию. Так ли вы представляли себе героев? Если бы вам предложили подготовить памятник литературному герою, кому бы вы его поставили — князю или кудеснику"? Как бы он выглядел (из чего сделан, где поставлен)? Подготовьте сценарий диафильма на основе текста «Песни о вещем Олеге» с помощью иллюстраций к ней.

    <<< К началу

     

 

???????@Mail.ru