Главная >> Литература 7 класс. Коровина. Часть 1

Н. В. Гоголь

Тарас Бульба (страница 18)

<...> А что же Тарас? А Тарас гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов1 и уже доходил до Кракова. Много избил он всякой шляхты, разграбил богатейшие и лучшие замки; распечатали и поразливали по земле козаки вековые меды и вина, сохранно сберегавшиеся в панских погребах; изрубили и пережгли дорогие сукна, одежды и утвари, находимые в кладовых. «Ничего не жалейте!» — повторял только Тарас. <...> И такие поминки по Остапе отправлял он в каждом селении, пока польское правительство не увидело, что поступки Тараса были побольше чем обыкновенное разбойничество... Потоцкому поручено было с пятью полками поймать непременно Тараса.

    1 Костёл — католический храм.

Шесть дней уходили козаки проселочными дорогами от всех преследований; едва выносили кони необыкновенное бегство и спасали Козаков. Но Потоцкий на сей раз был достоин возложенного поручения; неутомимо преследовал он их и настиг на берегу Днестра, где Бульба занял для роздыха оставленную развалившуюся крепость.

Над самой кручей у Днестра-реки виднелась она своим оборванным валом и своими развалившимися останками стен. Щебнем и разбитым кирпичом усеяна была верхушка утеса, готовая всякую минуту сорваться и слететь вниз. Тут-то, с двух сторон, прилеглых к полю, обступил его коронный гетьман Потоцкий. Четыре дни бились и боролись козаки, отбиваясь кирпичами и каменьями. Но истощились запасы и силы, и решился Тарас пробиться сквозь ряды. И пробились было уже козаки, и, может быть, еще раз послужили бы им верно быстрые кони, как вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул; «Стой! выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!» И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную сопут- ницу на морях и на суше, и в походах, и дома. А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки2. «Эх, старость, старость!» — сказал он, и заплакал дебелый3 старый козак. Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и по ногам. «Попалась ворона! — кричали ляхи. Теперь нужно, только придумать, какую бы ему, собаке, лучшую честь воздать*. И присудили, с гетьманского разрешения, сжечь его живого в виду всех. Тут же стояло нагое дерево, вершину которого разбило громом. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв его повыше, чтобы отовсюду был виден козак, принялись тут же раскладывать под деревом костер. Но не на костер глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались козаки: ему с высоты всё было видпо, как на ладопи. «Занимайте, хлопцы, занимайте скорее, — кричал он, — горку, что за лесом: туда не подступят они!» Но ветер не донес его слов. «Вот, пропадут, пропадут ни за что!» — говорил он отчаянно и взглянул вниз, где сверкал Днестр. Радость блеснула в очах его. Он увидел выдвинувшиеся из-за кустарника четыре кормы, собрал всю силу голоса и зычно закричал: «К берегу! к берегу, хлопцы! Спускайтесь подгорной дорожкой, что налево. У берега стоят челны, все забирайте, чтобы не было погони!»

    2 Гайдуки́ — легковооруженные пехотинцы.
    3 Дебе́лый — крепкий, большой, груаный.

На этот раз ветер дунул с другой стороны, и все слова были услышаны козаками. Но за такой совет достался ему тут же удар обухом по голове, который переворотил все в глазах его. <...>

Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул па Днестр, уже козаки были на челнах и гребли веслами: пули сыпались на них сверху, по не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана.

— Прощайте, товарищи! — кричал он им сверху. — Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! <...>

А уже огонь подымался пал костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву... Да разве найдутея на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!

Немалая река Днестр, и много на ней заводьев, речных густых камышей, отмелей и глубокодонных мест; блестит речное зеркало, оглашенное звонким ячаньем5 лебедей, и гордый гоголь6 быстро несется по нем, и много куликов, краснозобых курухтанов7 и всяких иных птиц в тростниках и на прибрежьях. Козаки живо плыли на узких двух рульных челнах, дружно гребли веслами, осторожно минали отмели, всполашивая подымавшихся птиц, и говорили про своего атамана.

    5 Я́чанье — стон, жалобный крик лебедей (я́чать — стонать, жалобно кликать).
    6 Го́голь — птица из семейства утиных.
    7 Курухта́н — болотная птица.

Вопросы и задания

Прочитайте повесть «Тарас Бульба», подготовьтесь к ее чтению и обсуждению в классе.

1. Итак, мы надеемся, что повесть Гоголя вам понравилась. Какие ониаоды показались нам забавными, смешными, какие печальными, какие — торжественными? При чтении каких глав вы особенно волновались?

2. А. П. Чехов, вспоминая «Тараса Бульбу», назвал Гоголя «царем степи». Чем, по вашему мнению, заслужил писатель столь высокую оценку? Опишите Сечь такой, какой впервые увидели ее Остап и Андрий. Каковы ваши впечатления от описаний степи? Подготовьте небольшой отрывок описания степи для чтения наизусть или для художественного пересказа (т. е. пересказа с максимальным сохранением художественных особенностей прочитанного).

3. Перескажите эпизоды повести, наиболее важные для характеристики Остапа, Андрия, Тараса Бульбы — на выбор. Подумайте над вопросом: каково авторское отношение к каждому герою? Дайте характеристику героям (внешность, характер, поступки). Нам помогут в подготовке и небольшая статья, и план характеристики.

Какой герой и при каких обстоятельствах произносит приваленные ниже слова: «Терпи, козак, атаманом будешь!», «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?», «Есть ли еще порох в пороховницах?»?

Как вы их понимаете? В каких жизненных ситуациях они могли быть произнесены и сегодня?

В каких эпизодах, словах, поступках героев повести мы находим свидетельства товарищества, братства, свойственные запорожцам?

4. Как проявляется в повести ее народный характер? В чем сходство героев-запорожпев с былинными богатырями? Подготовьте к выразительному чтению речь Тараса о товариществе, составив предварительно цитатный план. Насколько близки вам мысли, выражеиные в ней?

Если нам понравился этот текст, попытайтесь сами подготовить небольшую «речь» — «Обращение к друзьям», в котором выразите свои суждения, свое отношение к чувству дружбы и братства.

5. «Поэмой о любви к родине» назвал повесть Гоголя В. Г. Белинский. Согласны ли вы с этим суждением?

6. При подготовке к выразительному чтению понравившегося отрывка из повести воспользуйтесь свидетельствами о том, как читал сам Гоголь.

«Кто не слыхал читавшего Гоголя, — рассказывает В. А. Соллогуб, — тот по знает вполне его произведений. Он придавал им особый колорит своим спокойствием, своим произношением, неуловимыми оттенками насмешливости и комизма, дрожавшими в его голосе и быстро пробегавшими по его оригинальному остроносому лицу, в то время как серые маленькие его глаза добродушно улыбались и он встряхивал всегда падавшими ему на лоб волосами».

Когда Гоголь читал про украинскую ночь, В. А. Соллогуб стоял как завороженный. С ним творилось удивительное. Он видел, он ощущал синий небосвод, усеянный звездами, свежесть, благоухание.

Можете ли вы назвать произведения Гоголя, которые были восприняты вами так же?

Литература и другие виды искусства

Познакомьтесь с иллюстрациями художников к повести «Тарас Бульба», Чьи иллюстрации более полно, по вашему мнению, отражают характеры героев?

<<< Страница 17

 

 

???????@Mail.ru