В ответ властелину гудят терема,
Звонит с ним и Вяземский лютый,
Звонит всей опрични2 кромешная тьма,
И баська Грязной, и Малюта,
И тут же, гордяся своею красой,
С девичьей улыбкой, с змеиной душой,
Любимец звонит Иоаннов,
Отверженный Богом Басманов3.
2 Опри́чина (опричнина — от слова«о́причь» — кроме; отсюда их название «кромешники», «кромешная тьма») — введенная Иваном Грозным система сыска и наказания; особое войско телохранителей и карателей. которое обладало неограниченной властью в борьбе с «изменой», что привело к массовым казням ни в чем не повинных людей.
3 А. И. Вя́земский. В. Г. Грязно́й, Г. Л. Малю́та, А. Д. Басма́нов — наиболее известные опричники, фамилии которых сохра пились в документах и преданиях того времени.
Царь кончил; на жезл опираясь, идет,
И с ним всех окольных4 собранье.
Вдруг едет гонец, раздвигает народ,
Над шапкою держит посланье.
И спрянул с коня он поспешно долой,
К царю Иоанну подходит пешой
И молвит ему, не бледнея:
«От Курбского, князя Андрея!»
И очи царя загорелися вдруг:
«Ко мне? От злодея лихого?
Читайте же, дьяки, читайте мне вслух
Посланье от слова до слова!
Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!»
И в ногу Шибанова острый конец
Жезла своего он вонзает,
Налег на костыль — и внимает:
«Царю, прославляему древле от всех,
Но тонущу н сквернах обильных!
Ответствуй, безумный, каких ради грех
Побил еси добрых и сильных?
Ответствуй, не ими ль, средь тяжкой войны,
Без счета твердыни врагов сражены?
Не их ли ты мужеством славен?
И кто им бысть верностью равен?
Безумный! Иль «пишись бессмертнее нас,
В небытную ересь5 прельщенный?
Внимай же! При идет возмездия час.
Писанием6 нам предреченный,
И аз, иже7 кровь в непрестанных боях
За тя, аки8 воду, лиях9 и лиях,
С тобой пред судьею10 предстану!»
Так Курбский писал к Иоанну.
5 Е́ресь — отступление от принятой веры; раскол или отщепенство, от ступничество.
6 Писа́ние — Священное Писание.
7 Аз, и́же... — Я, который...
8 За тя, а́ки — за тебя, как...
9 Лия́х — лил (кровь).
10 Судья́ — здесь: Бог.