Главная >> Литература 7 класс. Коровина. Часть 1

А. П. Чехов

Литература и жизнь

В очерке М. Горького «А. П. Чехов» приводится сцена разговора Чехова с юристом. Прочитайте этот эпизод.

«Другой раз я застал у него молодого, красивенького товарища прокурора. Он стоял перед Чеховым и, потряхивая кудрявой головой, бойко говорил:

— Рассказом „Злоумышленник" вы, Антон Павлович, ставите передо мной крайне сложный вопрос. Если я признаю в Денисе Григорьеве наличность злой воли, действовавшей сознательно, я должен, без оговорок, упечь Дениса в тюрьму, как этого требуют интересы общества. Но он дикарь, он не сознавал преступности деяния, мне его жалко! Если же я не отнесусь к нему как к субъекту, действовавшему без разумения, и поддамся чувству сострадания, чем я гарантирую общество, что Денис вновь не отвинтит гайки на рельсах и не устроит крушения? Вот вопрос! Как же быть?

Он замолчал, откинул корпус назад и уставился в лицо Антону Павловичу испытующим взглядом. Мундирчик на нем был новенький, и пуговицы на груди блестели так же самоуверенно и тупо, как глазки на чистеньком личике юного ревнителя правосудия.

— Если бы я был судьей, — серьезно сказал Антон Павлович, — я бы оправдал Дениса...

— На каком основании?

— Я сказал бы ему: „Ты, Денис, еще не дозрел до типа сознательного преступника, ступай — и дозрей!“

Юрист засмеялся, но тотчас; же вновь стал торжественно серьезен и продолжал:

— Нет, уважаемый Антон Павлович, вопрос, поставленный вами, может быть разрешен только в интересах общества, жизнь и собственность которого я призван охранять. Денис — дикарь, да, но он — преступник, — вот истина!

— Вам нравится граммофон? вдруг ласково спросил Антон Павлович.

— О да! Очень! Изумительное изобретение! — живо отозвался юноша.

— А я терпеть не могу граммофонов! — грустно сознался Аптон Павлович.

— Почему?

— Да они же говорят и поют, ничего не чувствуя. И все у них карикатурно выходит, мертво...»

Вопросы и задания

1. Почему не совпали точки зрения юриста и писателя? Как Горький и Чехов отнеслись к товарищу прокурора?

2. Как вы думаете, что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса был невозможен?

3. Подготовьте инсценированное чтение рассказа «Злоумышленник», подчеркнув при чтении смешное, наинное в поведении Дениса и горечь, которой окрашен рассказ А. П. Чехова.

4. Какие эпизоды из сказок, повестей, прочитанных вами в классе и дома, вызвали у вас веселый, добродушный смех? Против чего были направлены эти «веселые стрелы смеха»? Чем близки нам рассказы Чехова сегодня?

5. Объясните, какую роль выполняет смех в художественных произведениях, включенных в ваш учебник. Отвечая на этот вопрос, внимательно перечитайте в справочнике по теории литературы раздел, посвященный сатире и юмору. Подготовьте статью для школьного сатирического альманаха в духе произведении Щедрина или Чехова.

6. Из записных книжек А. П. Чехова... Прочитайте, объясните, как вы понимаете эти записи.

    «Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас».

    «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу». Можно ли отнести последнее высказывание к знакомым нам героям? Если да, то к кому?

Литература, живопись, театр, кино

1. Каких иллюстраторов произведений A. П. Чехова вы знаете? Какие произведения Чехова вы видели в театре и в кино? Какие из них показались вам наиболее интересными?

2. К каким чеховским героям можно отнести пословицу «Он из воды сухим выйдет»?

3. Найдите иллюстрации к рассказам «Хамелеон», «Злоумышленник». Какие из них вернее, по вашему мнению, передают характеры героев?

4. Прочитайте самостоятельно рассказы А. П. Чехова «Тоска» и «Размазня». Подумайте, о чем эти повествования, что высмеивает автор в своих героях и кому сочувствует.

 

 

???????@Mail.ru