Главная >> Литература 7 класс. Коровина. Часть 1

Карело-финский эпос

«Калевала» (окончание)

    «Калевала». Похищение Сампо у Лоухи, хозяйки Похъёлы. Худ. А. Порет

Сампо, по представлениям народа-крестьянина, — орудие мирного труда, оно дает пищу и создает запас.

Но Сампо приносит с собою вместе с зажиточностью и культуру. На вопрос Вяйнямёйнена, что делается в Похъёле, Ильмаринен, обманутый и высмеянный людьми Севера, горько отвечает:

    Сладко в Похъёле живется,
    Если в Похъёле есть Сампо!
    Там и пашни и посевы,
    Там и разные растенья,
    Неизменные там блага.

      (Руна 38-я)

И когда все три богатыря Калевы, завершая эпос, отправляются отобрать у Лоухи назад Сампо и похищенная ими мельница разбивается на тысячи осколков, падает в море, которое выбрасывает часть этих осколков на берег Калевалы, — Вяйнямёйнен доволен и этими осколками. Он говорит о них:

    Вот отсюда выйдет семя,
    Неизменных благ начало,
    Выйдут пашни и посевы
    И различные растенья!
    Блеск луны отсюда выйдет,
    Благодетельный свет солнца
    В Суоми на больших полянах,
    В Суоми, сладостной для сердца.

      (Руна 43-я)

Мариетта Шагинян

Вопросы и задания

Прочитайте статью М. Шагинян и текст «Калевалы». Подумайте над их содержанием:

1. Где и когда, по предположениям ученых, сложился Карелофинский эпос? Кто его литературно обработал и записал?

2. Из какого количества рун (песен) состоит композиция «Калевалы»?

3. О чем рассказывают древние руны?

4. Какие герои «населяют» эпос «Калевала» и какие природные стихии сопровождают их деяния?

5. Как называются северная и южная точки этой прекрасной страны?

6. Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу «Сампо» и что эта мельница символически обозначает?

7. Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо?

8. Что случилось с Сампо впоследствии?

9. Расскажите о традициях, трудовых буднях и праздниках, о героях «Калевалы». Сравните с героями былин. Что в них общего и что различного?

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru