|
|
|
Карело-финский эпос
«Калевала» (окончание)
Сампо, по представлениям народа-крестьянина, — орудие мирного труда, оно дает пищу и создает запас. Но Сампо приносит с собою вместе с зажиточностью и культуру. На вопрос Вяйнямёйнена, что делается в Похъёле, Ильмаринен, обманутый и высмеянный людьми Севера, горько отвечает: Сладко в Похъёле живется,
(Руна 38-я) И когда все три богатыря Калевы, завершая эпос, отправляются отобрать у Лоухи назад Сампо и похищенная ими мельница разбивается на тысячи осколков, падает в море, которое выбрасывает часть этих осколков на берег Калевалы, — Вяйнямёйнен доволен и этими осколками. Он говорит о них: Вот отсюда выйдет семя,
(Руна 43-я) Мариетта Шагинян Вопросы и задания Прочитайте статью М. Шагинян и текст «Калевалы». Подумайте над их содержанием: 1. Где и когда, по предположениям ученых, сложился Карелофинский эпос? Кто его литературно обработал и записал? 2. Из какого количества рун (песен) состоит композиция «Калевалы»? 3. О чем рассказывают древние руны? 4. Какие герои «населяют» эпос «Калевала» и какие природные стихии сопровождают их деяния? 5. Как называются северная и южная точки этой прекрасной страны? 6. Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу «Сампо» и что эта мельница символически обозначает? 7. Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо? 8. Что случилось с Сампо впоследствии? 9. Расскажите о традициях, трудовых буднях и праздниках, о героях «Калевалы». Сравните с героями былин. Что в них общего и что различного?
|
|
|